Владимир Викторович, я хочу, точнее, я должна Вас поздравить, но сначала я должна рассказать Вам одну историю.
Эта история произошла много лет назад в 1994-м году, когда первым Главой Республики избрался Юрий Спиридонов.
Моего отца, Геннадия Юшкова, настойчиво приглашали на инаугурацию Спиридонова, на которой предлагали со сцены Музыкального театра поздравить Юрия Алексеевича с победой. Первый раз с приглашавшими говорила я, отца не было дома, и внимательно выслушав и записав основное, как я обычно это делала, передала отцу их слова. Он угрожающе опустил голову, как это он обычно делал, когда слушал то, что ему очень сильно не нравилось, он был по натуре чрезвычайно взрывным человеком, но настолько выдержанным, что мало кто замечал эту особенность, и произнес категорическое: «Нет!».
Что-то во мне говорило, что он совершает ошибку. Но мне было всего 30 лет и у меня не было решительно никакого аналитического и политического опыта, одно лишь внутреннее чутьё. Если бы я могла сейчас вернуться в тот день, я бы уговорила отца пойти поздравить Спиридонова. Почему? Потому что в тот момент это был наилучший выход из ситуации, которая сложилась.
На тех выборах образовалось четкое разделение по, на первый взгляд, национальному признаку. Русский Спиридонов соперничал с коми Худяевым. Но это только на первый взгляд. Соперничали за власть люди, которые хотели работать на территории Республики и, заработав, уехать из нее, с людьми, которые хотели на этой земле жить. Жить и умереть, вырастить детей и внуков, которые бы оставались жить в Коми. Первые видели в ней «территорию», источник ресурсов, источник заработка, вторые видели в ней родину. Конечно, по конкретным людям деление проходило не так грубо, многие приезжие, многие родившиеся в Коми дети тех, кого сюда привезли насильно, по-своему любили Республику и, даже уехав из нее, продолжают ее любить, есть коми, которые не любят свою родину, презирают ее и стараются изгнать ее из себя и своей жизни, но в целом, по социальным группам, разделение прошло именно так. Северные города против южных районов, промышленные поселки против коми деревень. Поскольку тогда на севере населения было больше, чем на юге, Спиридонов выиграл.
Он проиграет Торлопову семь лет спустя, когда северные города начнут пустеть, а в день выборов в Воркуте начнется сильная метель, и люди не дойдут до избирательных участков, когда я уговорю отца держать нейтралитет, а сама уйду работать в компанию Торлопова, что не останется незамеченным. Юг победит Север.
Прежде чем возвратиться к истории, которую я начала рассказывать, я должна рассказать Вам еще одну. Она произошла за пару лет до того, как Спиридонов выиграл у Худяева. Я передам Вам ее со слов отца.
Юрий Алексеевич пригласил отца к себе и начал говорить с ним о том, что Коми нужен Президент. Пост Президента ввели к тому времени уже в нескольких национальных Республиках, и Юрий Алексеевич хотел стать Президентом Республики Коми. То, что он тогда исповедовал и испытывал, сейчас научно называется «гражданским национализмом», когда политические элиты используют территорию и институт гражданства для создания идеологической базы власти. Отец выслушал Спиридонова, потом посмотрел ему в глаза и просто сказал: «Юрий Алексеевич, я думаю, что к посту Президента Республики Вы не готовы…».
Когда отец говорил людям нечто подобное, они либо безоговорочно с ним соглашались, либо не могли ему этого простить всю жизнь. Спиридонов выбрал второе.
После победы на выборах 1994-го года иначе как травлей коми интеллигенции то, что происходило, я назвать не могу. Многие могут с этим не согласиться, уверяя, что в эти же годы Спиридонов начал инвестировать в Гимназию Искусств, в издание книг и мероприятия. (Напомню, что именно Геннадий Анатольевич первым подал идею и стал просить открыть интернат для одаренных детей со всей Республики). Да, начал. Но больше на втором сроке, когда понял, что теряет электоральную базу, которая просто уезжает из Республики. Тогда он развернулся к населению юга Республики, выделил средства на издание книг отца, начал издавать словари, Атлас Республики и прочие книги, был основан телеканал «Юрган». Но сначала мы пережили его первый срок.
Я запомнила это время как время травли, нищеты и недоедания. В то время я весила 47 килограмм при росте 162 см. Мне месяцами не платили зарплату. Отцу не платили гонораров. Мы вчетвером жили на две пенсии.
Спиридонов выиграл, разыграв этническую карту. Люди, напуганные на тот момент прибалтийскими сценариями, (сейчас они радуют тех, кто активно скупает там недвижимость и переносит туда бизнес) проголосовали за него. Кроме того, часть бюллетеней, которые были напечатаны на коми языке, а такие были в некоторых районах Коми, были признаны недействительными. Сначала их разрешили напечатать, потом, после голосования, сочли недействительными вместе со всеми поданными за Худяева голосами. (Свидетельницей этого я не была лично, но верю тем, кто мне это рассказывал).
«Нет», - так, одним словом ответил отец тем, кто названивал и просил поздравить Спиридонова с избранием. Он уехал в деревню. Надел старую куртку, старые резиновые сапоги, хотя у него были и другие, и уехал в деревню.
Сейчас я бы его остановила. Сейчас я бы сказала ему: «Иди и скажи ему. Скажи все, что теперь нужно говорить. Перечисли, что он теперь должен сделать. Скажи ему, что он получил то, что хотел, но получил гораздо больше, а не только за ту часть, которую он так желал. Он получил ответственность за всех жителей РК, а не только за тех, кто за него голосовал. И теперь он – главный ответственный за коми язык, за коми культуру, за развитие литературы и театра, за то, чтобы в деревнях выжили люди, чтобы у них была работа, чтобы они излечились от алкоголизма. (Где-то в двухтысячном мне в руки попал Бюджет РК. На гараж Главы Республики Коми там было предусмотрено в несколько раз больше денег, чем на программу борьбы с пьянством и алкоголизмом).
Иди, объясни им всем, что теперь все перевернулось для них, что вся их жизнь теперь пойдет совсем иначе, а если они этому будут сопротивляться, они погибнут, и довольно быстро…»
Спиридонов умер по современным меркам рано, в возрасте 71 года. Слышала, что пил много. И будучи Главой, и после этого.
Через несколько месяцев после проигрыша Торлопову он неожиданно приехал к нам домой, лично поздравить отца с 70-тилетием. Был болезненный, скомканный разговор. Он явно хотел спросить, за что, за что его прокатили. Но не спросил. Мучительный вопрос и жестокий ответ висели в воздухе, но так и не материализовались… Через пару месяцев мы с Сергеем заходили к нему в его кабинет в Коми Научном центре Уро РАН, который ему дали вместе с какой-то должностью. Он был все в том же подавленном настроении.
За что? За то, что не понял, что произошло и что он теперь должен делать. Его прокатили именно за то, что он не сделал всего этого. Для политика, а Спиридонов им был, потеря линии судьбы, разрыв нити связи с миром и с людьми всегда означает смерть. Физическую или социальную. Эти люди живут людской энергией и потеря этого канала опасна для них.
Два следующих руководителя Республики, Торлопов и Гайзер, сидят в тюрьме… За что? У меня есть только жестокий ответ. Еще один, Гапликов, отставлен. За что? За все то же… Слышала, что тоже пил сильно…
Владимир Викторович Уйба, я поздравляю Вас с началом тяжелейшего испытания в Вашей жизни, тяжесть и мощность которого Вы сейчас даже представить себе не можете. Поздравляю ровно настолько, насколько можно с подобным поздравлять. Вы столкнетесь с людьми, которых вы не будете понимать, о жизни которых вы ничего не знаете, с землей, климат которой жесток к чужому человеку, к которой надо подлаживаться и пристраиваться. Вам придется делать то, чего Вы раньше никогда не делали и делать, думаю, не собирались. Вам придется добиваться уважения и простого общения там, где Вы раньше его легко получали, Вам придется заботиться о тех, кто холоден к недружелюбен к Вам. Вы присудили это себе, став Главой Республики Коми. Не думаю, что Вы именно этого хотели. Нормальные люди, если они не любят эту красивую землю до беспамятства, или если они не планируют ее обворовать, такого себе не пожелают. Но Вы согласились на это.
Сильного кандидата, Вашего потенциального противника, не зарегистрировали, и Вы это допустили. Тем самым вся ответственность за благополучие тех, кто мог бы проголосовать за него, легла на Вас. Вы – Глава всех, и тех, кто был за, и тех, кто против и более того, тех, кто будет оставаться против Вас.
Я не знаю, как с Вами такое случилось, и почему Вы оказались на этом месте, когда-нибудь, если Вы выживете, не запьете, не сядете в тюрьму и не заболеете, Вы сможете рассказать эту историю. А теперь – вперед. Вы – ломовая лошадь истории Республики Коми на ближайшие несколько лет и от того, как Вы будете тянуть тот воз проблем, который не смогли свезти к разрешению Ваши предшественники, зависит Ваша дальнейшая жизнь. Четырех Ваших предшественников постигла неудача, в той или иной мере.
Жителей Республики Коми я не буду поздравлять. Пока не с чем. Пока еще никто не понял, что изменится в его жизни и в какую сторону.
Но я предложу тем, кто все еще живет в Республике, не уходить от разговора с властью. Я предложу им начать говорить. Озвучивать все мучительные вопросы, которые висят в воздухе, грамотно и спокойно излагать все просьбы, требования, описывать все проблемы, которые новому Главе предстоит решить.
Не совершайте ошибку, которую мой отец совершил 26 лет тому назад! Не уходите от контакта, не убегайте в лес. Та ошибка дорого стоила не только нашей семье, но и многим из вас. Жизнь многих сегодня могла бы быть гораздо лучше, если бы они тогда поговорили. Если бы отец высказал все, что он думал и не просто высказал, а поставил задачи перед избранной властью… Что-что, а видеть будущее и формулировать четко он умел.
За или против нового Главы вы были, законно или не слишком, по-вашему мнению, прошли выборы, это сейчас уже не имеет значения. Имеют значение ваша жизнь, жизнь ваших детей, жизнь культуры и языка, Природы, предельно важны ваша работа, ваш труд, ваше счастье, ваше благополучие и ваше творчество. Для достижения своих целей имеет смысл использовать те средства, которые есть, перестав оплакивать те, которые вы упустили или которых у вас просто не могло быть.
Лично я хотела бы поставить перед новым Главой Республики Коми, Владимиром Викторовичем Уйба, следующие задачи:
1. Спасение Республики от вымирания.
Страна безлюдеет в целом. Очень хорошо понимаю почему и неоднократно описывала и сам процесс, и его причины как в научных статьях, так и в научно-популярных книгах. Но это не повод не замечать процесс потери населения Республикой. Более того, страна в целом состоит из регионов, и ее демографическая проблема в целом вытекает из региональных проблем. Начните спасать страну здесь!
2. Исследование и описание населения Республики и его развитие.
В Коми осталось уже восемьсот с лишним тысяч человек. Для того, чтобы создать работающие программы, надо понять кто эти люди. Какая часть из них все равно уедет, во что бы то ни стало, какую часть можно задержать и зачем, и какая часть не уедет никогда, какая в крайнем случае. Среди них есть те, кто уже адаптировался к условиям Севера и кому проживание в этих условиях не наносит ущерба здоровью, а также те, кто еще не прошел адаптацию. Многолетние исследования Института физиологии Коми Уро РАН и наработанные ими методы могут быть крайне полезны.
В целом необходимо понять, к чему способно оставшееся население, что оно умеет и чем оно может заняться. Как оно может прокормить себя в новых мировых условиях настолько хорошо, насколько это требуют условия Севера.
3. Создание новой экономики Республики.
Для закрепления населения на территории и для его расширенного воспроизводства, а этого требуют задачи страны, надо создать условия для труда людей на своей земле, в месте своего проживания. Пожалуй, я не знаю, где еще в России такая задача ставилась и успешно решалась после этого. Но она стоит, и она должна быть решена.
Скорее всего, для ее решения потребуется создание принципиально новой экономики. Вся экономика ХХ века в целом устарела, как безнадежно устарел и образ мышления и жизни «покорителей Севера», охотников и рыбаков. Природа устала от человека.
Можно вырубить последние леса, можно выкопать оставшиеся ископаемые, можно превратить все в большую свалку, это принесет прибыль, только места для человека на этой земле не будет. Он сбежит, оставшиеся постепенно вымрут. Именно этот тип экономики выталкивает жителей из РК.
Новая экономика, скорее всего, должна базироваться на возобновляемых ресурсах, потому что ресурсов современному человеку на Севере необходимо крайне много. В условиях низкой плотности населения, почти круглогодичного отопительного сезона и почти круглосуточного освещения зимой экономически целесообразными могут быть только предприятия, работающие на супердешевой энергии, либо производящие очень дорогую, хорошо продающуюся продукцию.
Имеет смысл обратить особое внимание на научный потенциал Республики, на лесопользование, на экологически чистое овощеводство, на малые реки как источник энергии и место рыборазведения.
4. Вовлечение населения Республики в страновой и мировой экономический процесс.
Для того, чтобы люди Республики могли создать такую экономику, для появления качественных рабочих мест на всей ее территории, надо повысить бизнес-знания у населения и бизнес-культуру в целом. (Я молчу о том, что имеет смысл утрясти вопросы правового поля в сфере предпринимательства и предоставлять налоговые льготы и прочее).
А также стоит начать активные бизнес-контакты с другими регионами, странами и территориями, и мировой экономической системой в целом. На дорогие товары есть спрос только в богатых регионах и странах. Дешевые товары производить на севере практически невозможно, если только не использовать бесплатные ресурсы.
5. Полное решение этнических и межэтнических проблем.
Они сейчас тлеют как угли под ковром. Как только подует ветер истории, они начнут гореть. Экономическое выдавливание коми языка и культуры из повседневной жизни наносит ущерб социальному самочувствию жителей РК, для которых они представляют определенную ценность.
Но это не только вопросы языка и культуры. Это вопросы политического представительства, прав на землю Республики (вопрос права на землю был основным в повестке Шиеса), прав на ее недра, права на жизнь и права на воспроизводство.
Их можно не замечать. Можно не решать. Еще довольно долгое время можно ничего не делать, как будто бы их нет и все прекрасно. Но тогда в один прекрасный момент они проявятся все разом и подожгут социальную ситуацию.
Висящее в воздухе должно быть озвучено. Вопросы должны быть заданы и на них должен быть найден качественный ответ.
Отдельно имеет смысл исследовать раскол Республики на Юг и Север. В 2004-м году он был довольно силен. С тех пор многое изменилось, но, скорее всего, усилия по сшиванию пространства РК в единое целое до сих пор необходимы. Спасение Севера на Юге. И только там. Другого пути, кроме как консолидация усилий у него нет.
6. Искоренение пьянства и алкоголизма.
Крепкий алкоголь на севере Европейской части России до ХХ века был дорог, редок и потреблялся более чем умеренно, в особых ритуальных случаях, а также как лекарственное средство в случаях переохлаждения, кишечных расстройств и даже гипертонии. Широко потребляли домашнее пиво, и адаптации к крепкому алкоголю не сложилось.
Есть мнения, что последние десятилетия привели к некой «генетической чистке» северного населения и мало адаптированные к нему люди погибли. Так это или не так, необходимо выяснить. Также необходимо знать, насколько потребление алкоголя закрепилось в повседневной культуре и стиле жизни. Насколько обязательным оно является.
Современный способ производства базируется на умственной деятельности. Современному производству не нужен недочеловек с выжженным алкоголем мозгом.
Тем, кто думает, что подобного желать нельзя для отдельного региона страны, что в этом есть угроза ее единству, что все может быть сделано только в целом во всей стране и исключительно сверху, тем я скажу, что страна начинается с ее городов и деревень, ее успех зависит от успеха каждой ее части, что попытки сделать все сразу и для всех подобны попыткам вымыть двумя руками 85 тарелок одновременно. Нет, мои дорогие. Каждую придется взять в руки и каждую отдраить до блеска по-своему. У каждой своя история, каждая прошла через региональную кухню.
В заключение я хотела бы пожелать всем жителям Республики Коми, всем жителям Европейского Севера РФ, а также всем жителям страны рывка в качестве повседневной жизни. Рывка в сторону улучшения, в сторону уверенности в завтрашнем дне.
Я хотела бы пожелать мудрости, терпения, чистоты души и веры в лучшее вновь избранному Главе Республики Коми Владимиру Викторовичу Уйба.
И еще немного удачи всем нам, чтобы пережить то, что нам предстоит.