Недалеко от станции метро «Невский проспект» в Санкт-Петербурге, на улице Б.Морская, под номером 45 расположен красивый дом, известный всем петербуржцам как «особняк Гагариной». У дома интересное прошлое. До 1740 года участок, на котором сейчас находится строение, был не застроен. Согласно архивным материалам, первое жилое здание было построено здесь именно в 1740 году. Хозяином дома тогда был довольно известный русский генеалог Петр Тимофеевич Савелов. Со временем, у дома поменялось довольно много владельцев, в нем в разное время поселялись Алексей Иванович Мусин-Пушкин и Петр Кириллович Разумовский.
И в тот момент, когда знаменитейший архитектор Огюст Монферран становится владельцем дома, у него рождается идея полностью преобразить его облик, поменять интерьер и полностью перестроить здание. Проект реконструкции, утвержденный в департаменте строительства, у архитектора уже был готов.
В 1836 году Монферран неожиданно решил продать дом и передать уже готовый проект реконструкции Павлу Николаевичу Демидову – богачу, потомку знаменитого русского промышленника и основателя династии – Никиты Демидова. Но Огюст Монферран, все же перестраивает здание, отделка которого была полностью завершена в 1840 году.
Красивый особняк довольно заметно отличался от общего плана городской архитектуры. Искусный архитектор выполнил проект в стиле, напоминающем итальянский ренессанс. Дом наряден, что подчеркивают свободные объемы и декоративные бюсты, и довольно необычен своей нехарактерной для архитектуры города ассиметричной композицией. Выделяясь своим неординарным итальянским видом, дом говорил о богатстве хозяина. Об уральских богатствах говорила и существовавший в доме удивительный Малахитовый зал.
В 1873 году тогдашний владелец особняка, сын Павла Николаевича – Павел Павлович Демидов – решил продать его княгине Гагариной (Вера Федоровна Гагарина – сестра Натальи Фёдоровны Ливен, являвшейся хозяйкой дома по соседству), которая оставалась хозяйкой архитектурного шедевра до 1918 года, когда за неуплату сборов, он был передан государству. В 1890 году архитектор Иван Васильевич Штром, а именно к нему обратилась Вера Фёдоровна для перестройки особняка, перенес парадный вход, поменял интерьер и выполнил новую отделку помещений. Штром убрал также двери с зонтиками в левой стороне здания и сделал вход с правой стороны, в том месте, где располагалось крайнее окно.
Таким же, как и после обновления в 1890 году дом остается и теперь. Пол покрыт мрамором черного и белого цвета, похожим на шахматную доску, отделка вестибюля сохранилась довольно хорошо. До середины стены облицованы материалом из натурального дуба. А затем к потолку уходят переходящие в карниз, выполненные из белоснежной лепнины, кронштейны. Впечатляюще выглядят в доме камины (резные и мраморные), лестницы из мрамора, дуба, прекрасные залы. Огромный интерес (в художественном смысле) представляет Большой зал, украшенный по трем сторонам галереей, выполненной из дуба. Большой интерес вызывает также высокий камин с черной большой мраморной доской с серыми прожилками. Облицовка топки камина состоит из изразцов (белые в синих тонах, с пейзажами в морской и архитектурной тематиках). В оформлении особняка зодчими были использованы исключительно материалы натурального происхождения.
Дом конфисковали за неуплаченные хозяевами сборы за два года в 1918 году. Новым владельцем стал Комиссариат народного хозяйства. Как и во многих старинных домах, в особняке в разное время нашли прописку самые разнообразные общества и учреждения (находился там и Ленинградский автоклуб и кружок бальных танцев, во время Великой Отечественной войны там размещался Морской регистр). В настоящее время там располагается Дом союза композиторов.