Найти тему
Отводной марсианский

Парфманьячество - почему это явление набирает популярность? Хобби, аддикция или снобизм? Мой опыт

фото из сети Пинтерест
фото из сети Пинтерест

Несмотря на то, что большинство до сих пор считает, что для нормального человека будет вполне достаточно одного флакона парфюма, число тех, кто увлекается парфюмерией, только растет. Появляется все больше и больше парфюмерных блогов и каналов в сети, что тоже является признаком того, что парфманьячество набирает обороты. И это несмотря на все кризисы и на то, что сейчас, казалось бы, денежки нужно придержать для самых неотложных расходов!

Духи с давних времен считались предметом роскоши, служили искусству обольщения и услаждали уточненные чувства эстетов. Но сегодня многие люди уже знакомы с нишевыми брендами, и какая-нибудь модница запросто спокойно скажет вам, что она пользуется Kilian Woman in gold, например. И никого не удивит, что дамочка ходит в парфюме, скажем, тысяч за тридцать.

Одна из моих парфюмерных полочек. Фото автора
Одна из моих парфюмерных полочек. Фото автора

Трудно сказать, почему парфманьячество как явление всё набирает и набирает обороты, несмотря на то, что духи стоят недешево, а их количество у настоящего парфманьяка может варьироваться от тридцати до тысячи флаконов в коллекции. Ясное дело, что обычный человек покрутит у виска - дескать, зачем тебе столько духов? Их же за всю жизнь не выпшикать?

Любители духов могут собирать линейки определенных брендов, или все фланкеры какого-нибудь аромата, или винтажные флаконы, или фактисы, или вообще пустые флакончики.

фото автора
фото автора

Нормально ли иметь в коллекции сто флаконов или нет, споры об этом вряд ли когда-нибудь утихнут. Даже адепты Фрагрантики порой стремятся сократить содержимое своих парфюмерных шкафов - условно "старые", давно купленные ароматы приедаются и больше не доставляют такого удовольствия, как раньше. И "пользователи" доводят свои сокровищницы из пятисот единиц до пяти флаконов.

По моим наблюдениям, почти все парфманьяки проходят следующие "стадии развития" - первое погружение в тему, восторг, наслаждение от обладания и использования каждого нового купленного флакончика духов. В это время, которое может растянуться на несколько лет, а может занять и пару месяцев (это уже будет зависеть от финансовых возможностей неофита), с полок парфюмерных магазинов сметается все подряд.

фото с сайта Пинтерест
фото с сайта Пинтерест

Собирается первоначальный костяк будущей коллекции, приобретается много лишнего, того, что потом либо не будет носиться совсем, либо будет выгуливаться в свет примерно раз в год. Когда количество флаконов переваливает за полсотни-сотню, как правило, начинаются уже гораздо более избирательные покупки, коллекция "тасуется", ненужные флаконы пристраиваются, то есть выставляются на продажу или обмен. На мой вкус, парфюмерных блогеров интересней всего смотреть, именно когда они пребывают в периоде "первоначального накопления": частые покупки новых парфюмов, иногда до пяти-десяти штук в месяц, горящие глаза, фонтанирующие эмоции. Страсти кипят, распаковки в это время сродни медитации, а подборки парфюмов к определенному времени года, случаю или настроению получаются особенно вдохновенными и любопытными.

Увы, и блогеры, и простые смертные рано или поздно проходят эту фазу первоначального накопления и захомячивания флаконов и начинают грустить, привередничать и меньше покупать. Конечно, "парфюмерные срывы" в виде хватания сразу пяти флаконов на Новый год или день рождения, а также любовь к слепым покупкам, то есть к приобретению парфюма без предварительного затеста, всё равно случаются. Но при больших коллекциях в сто-двести-пятьсот флаконов люди часто начинают продавать что-то, обменивать, покупают уже гораздо реже.

фото автора
фото автора

Некоторые пытаются и вовсе "завязать", уходят в год без покупок, стараясь вообще больше ничего не покупать, потому что вроде и так всего достаточно, да и со стороны обычных людей, родственников и друзей такое увлечение порой выглядит дико и вызывает вопросы. Ведь покупка даже люксовых флаконов, не говоря уже о нише по 10-20 тыс рублей за флакон в 50 миллилитров пробивает брешь в любом бюджете. Каким бы безразмерным он, этот бюджет, не был.

И дальше парфманьяки начинают "чистить" коллекции, продавать ненужное, чтобы купить что-нибудь нужное. Любимые когда-то духи приедаются, меняются предпочтения. Например, любил-обожал человек восточные пряные ароматы, тяжеляки со шлейфом в километр, и вдруг пересаживается на шипры, а то и вообще легкую акватику. И что прикажете делать? Он избавляется от своих условных томфордов или монталей и покупает что-то совершенно иное, потому что у него необратимо изменился вкус. Такое ведь тоже бывает.

Эти страдания парфманьяков иногда выглядят довольно забавно. На парфюмерных форумов любители духов делятся своими мучениями по поводу того, как хочется купить, например, новый флакон, но нельзя, ибо - "попытка завязать". Подобные рассуждения наводят на мысли, а не является ли парфманьячество аддикцией сродни алкоголизму, пищевой зависимости, игромании и так далее. Такое сравнение не лишено здравого смысла, ибо при собирании флаконов в доме в непомерном количестве и деньги все улетают практически в "трубу", ибо продать по своей цене, да и вообще продать наполовину "выпитый" флакон бывает достаточно сложно. И здоровье парфманьяка зачастую тоже страдает от его увлечения (например, может возникнуть даже аллергия на парфюмерию, обострится астма, и так далее), и другие сферы жизни - тоже страдают, ведь им человек уделяет меньше внимания; налицо тоннельное мышление, как и при всех зависимостях. Человек думает только о духах, о покупке нового флакона, о новинках на полках в магазинах, о пирамиде того или иного аромата.

Можно сказать, что парфманьячество - это такая своеобразная разновидность шопоголизма, но парфманьяки обычно оправдывают себя тем, что парфюмерия - это искусство, посему коллекционирование парфюмов вполне можно приравнять к коллекционированию, например, шедевров живописи или скульптуры.

Многие увлеченные парфюмерией люди уходят в подлинное творчество, то есть от чисто потребительских покупок поднимаются до изучения того, как собственно говоря, делаются духи, к приобретению молекул, абсолютов и баз. Они начинают делать собственные парфюмы, то есть, по сути, становятся сами нишевыми парфюмерами. Но это уже совсем другая история.

Я и сама прошла через многие из описанных выше стадий. Мир парфюмерии слишком прекрасен, чтобы отказаться от него совсем, ведь парфюмы дарят много приятных моментов, начиная от эстетического любования красивым флаконом до наслаждения содержимым, изучения того, как раскрывается аромат, все богатство его нот. Знакомство с новым интересным ароматом какого-нибудь нишевого бренда запросто можно приравнять к впечатлению от выставки любимого художника. Это расширяет кругозор. Ну и просто пользоваться духами - это безумно приятно!

В какой-то момент ты начинаешь относиться к собственному увлечению спокойно, уже почти ничего не покупаешь (у меня лично это произошло как-то само собой), и просто наслаждаешься ароматами из своей коллекции. Ароматерапию никто не отменял, поэтому особенно приятно в холодный дождливый день взять с полки флакон каких-нибудь амброво-карамельных духов с корицей и имбирем, расплылить на себя... и вот уже враждебный мир отступил, настроение поднялось, стало чуточку, но легче!

фото с сайта Пинтерест
фото с сайта Пинтерест

А вы что думаете о людях, у которых больше пяти флаконов на полке? Считаете ли их сумасшедшими?

Поделитесь в комментариях и подписывайтесь на канал.