Найти в Дзене
Алхайд

АРМЯНЕ БОША. КТО ОНИ ?

В второй половине I тысячелетия предки цыган мигрировали с северо-запада Индийского полуострова в Персию, где задержались на три столетия, а после большинство продолжили путь на запад, в сторону Византии. В XI веку одна из ветвей осела на Армянском нагорье и в Малой Азии, и впоследствии, приняв христианство армянского толка, сформировалась самобытная этнографическая группа — армянские цыгане, которых с XIX века называют боша (բոշա), ныне большинство вошла в состав армянского этноса. Армянский историк В. М. Папазян описал о цыганах-армянах в «Армянскiе боша (цыгане). Этнографический очеркъ (1901 г.)».  Автор приводит очень важные исторические сведения. Судя по всему, количество армян боша влившихся в прозелитический армянский этнос было внушительным. Так как по сведениям автора цыгане боша были расселены по всем областям и пунктам Анатолии, где преимущественное большинство составляла армянское население. А на Кавказе они появились после 1828 г., то есть после переселения Россией армян

В второй половине I тысячелетия предки цыган мигрировали с северо-запада Индийского полуострова в Персию, где задержались на три столетия, а после большинство продолжили путь на запад, в сторону Византии.

В XI веку одна из ветвей осела на Армянском нагорье и в Малой Азии, и впоследствии, приняв христианство армянского толка, сформировалась самобытная этнографическая группа — армянские цыгане, которых с XIX века называют боша (բոշա), ныне большинство вошла в состав армянского этноса.

Армянский историк В. М. Папазян описал о цыганах-армянах в «Армянскiе боша (цыгане). Этнографический очеркъ (1901 г.)».  Автор приводит очень важные исторические сведения. Судя по всему, количество армян боша влившихся в прозелитический армянский этнос было внушительным. Так как по сведениям автора цыгане боша были расселены по всем областям и пунктам Анатолии, где преимущественное большинство составляла армянское население. А на Кавказе они появились после 1828 г., то есть после переселения Россией армян на Кавказ. Данный труд является ценным этнографическим материалом, раскрывающий частично завесу над армянским прозелитизмом. По сведениям автора, цыгане боша еще сто лет назад помнили свой язык, но уже в среде других армян начали стесняться своих корней. И в отличие от других старых прозелитов-армян являлись более ревностными последователями предписаний армяно-григорианской церкви.

Этот материал примерно из 65 страниц был опубликован в царской России в 1901-м году во втором номере периодического альманаха ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ (Издание Этнографического Отдела Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии состоящего при Московском Университете). Первые 15 страниц автор уделяет на общее обозрение цыган мира и приводит сведения о них, считающихся в то время более, или менее достоверными. После он уже начинает давать сведения именно об армянских цыганах, которых только армяне называют «боша».  И добавляет, что «несомненно, это презрительная кличка, произошедшая от слова «бош» – праздношатающийся, бродяга. Название это новое, созданное в настоящем столетии».

-2

Само слово бош имеет тюркское происхождение и в древние времена имел такие значения как свободный, пустой, вольный, разведенный и т.п.А в азербайджанской лексике дополнительно имеет также такие значения как незанятой, пустующий.

Сами боша на территории Османской Турции селились исключительно в тех местах, где преобладало армянское население. А на Кавказе боша поселились в основном после 1828 года, то есть после Туркменчайского договора, после чего армяне начали переселяться в исторические азербайджанские земли. В. М. Папазян отмечает об их колониях в Ереване, Карсе, Гюмри, Лори, Ахалкалаки, Тифлисе. Они осели в этих краях, занимались выделкой сит, корзин и имели свои дома и сады. Среди них бывали и богатые граждане, имеющие такие фамилии как Мелик-Агамалянц и Мелик-Саакян. И всегда боша промышляли только среди армянского населения и жили в армянских деревнях и кварталах.

Сами боша были здоровыми, сильными, выносливыми людьми, хотя о чистоплотности никогда не заботились. Слух и зрение у них были остры. Мужчины говорят мягко и медленно, не торопясь. Тут невольно делая отступление от сведений В. М. Папазяна, приходится сравнивать армян периода советской Армении и советского Азербайджана. Первые всегда отличаются медленным, не торопливым темпом разговора, когда за вторыми это не наблюдается. Видимо это обусловлено тем, что в среде армян Армении цыгане-боша ассимилировались в неимоверно большем количестве.

Приняв христианство боша, на виду исполняют церковные предписания, но в тайне также совершают свои старые обряды. Женщины боша в отличие от других женщин цыган, не воруют, не гадают, не предсказывают и не промышляют танцами, так как боятся проклятия церкви. Хотя некоторые мужчины боша продолжали промышляли. Дети боша медленно начали поступать в армянские школы и по сведениям В. М. Папазяна эти поколения уже избегали названия боша.

Как пишет В. М. Папазян боша, во многом утратили свой язык и уже имели мало собственных слов. Интересно, что по сведениям самих боша свой язык они считали искусственным языком-жаргоном. Таким искусственным языком владели также ремесленники Кавказа. Например, в Гюмри и Эрзеруме лудильщики, пекари, народные певцы и т.д. имели свой искусственный язык, состоящий из слов символических, или описательных, или просто из армянских слов, переставленных слогами. Но В. М. Папазян отмечал, что язык боша отличался от этих искусственных языков ремесленников. В конце своего материала он также выставил словарь из 300-400 слов из языка боша. Но при этом отмечает, что язык боша утратил свои законы флексии и все спряжения, склонения у него армянские. При этом язык кавказских боша отличался от языка боша Османской империи, также, как и сложившиеся армянские диалекты этих регионов. Хотя, как утверждает Папазян, уже в тот период боша все реже говорили на своем языке, и все больше употребляли армянский язык региона проживания. А к своему языку прибегали только тогда, когда надо было скрыть что-либо от других.

Русское правительство считала боша частью армянского населения, или по выражению Папазяна считала их армяно-григорианцами ремесленниками. По сведениям В. М. Папазяна религиозное стремление, усердие, вера в обряды армяно-григорианской церкви у боша было сильнее, чем у ортодоксальных армян. Тем не менее, среди них также оставались пережитки старых верований, противоречащих предписаниям армяно-григорианской церкви. Но при этом в сознании боша отсутствовало глубокое понимание религии. И все сводилось к внешним проявлениям церемоний и церковной обрядности.

Папазян несколько страниц уделяет также свадебным и другим обрядам боша. При этом отмечает, что многих своих обрядов они уже стесняются, а некоторые даже подзабыли. И только пожилые боша слышали об этих обрядах. Тем самым Папазьян давал понять, что при нем уже новые поколения боша сливались с классическими армянами, и по его мнению, через каких-то 50 лет полностью исчезнет грань между ними. И действительно последняя коллективная и многочисленная группа прозелитов армяно-григорианской церкви, коими являлись боша, сегодня полностью вошла в новый армяно-хайский этнос.  И ныне, даже те, кто помнят свои корни боша, вряд ли в этом открыто признаются.

-3