Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Успокоители качки

Желание уменьшить, или совсем убрать изматывающее раскачивания с борта на борт появилось очень давно, но вот реально бороться с этой напастью начали только в 19 веке. Уменьшение качки на прямую сказывалось на безопасности плаваний снижая риск опрокидывания. У военных был свой интерес, повышение точности стрельбы и вообще возможности ее ведения в штормовых условиях.

Успокаивают качку целым комплексом мер, но по началу это были скуловые кили и успокоительные цистерны. Скуловые кили особо эффективны на большом ходу, без скорости они на качку влияют мало.

Скуловые кили, из свободных
Скуловые кили, из свободных

Успокоительные цистерны встроены в корпус и имеют два варианта исполнения. Вариант первый - пары бортовых цистерн связанных водным и воздушным каналом.

Первый вариант успокоительных цистерн, из свободных
Первый вариант успокоительных цистерн, из свободных

Вариант второй это когда водным каналом является само море.

Второй вариант успокоительных цистерн, из свободных
Второй вариант успокоительных цистерн, из свободных

В результате исследований цистерны ослабляли бортовую качку в половину, здорово, но как снизить оставшуюся половину?

В 30-е годы двадцатого века происходит прорыв в способах успокоения бортовой качки. Появились управляемые гироскопом активные боковые рули.

Управляемые боковые рули, из свободных
Управляемые боковые рули, из свободных

Благодаря им с бортовой качкой удалось разобраться почти полностью. Разумеется на современных кораблях и судах все эти успокоительные устройства применяются в комплексе - так надежней.