26,8K подписчиков

Первый художник - романтик.

439 прочитали
Филипп Отто Рунге "Урок соловья" (1802). Первый вариант картины не сохранился, но до наших дней дошел второй - Гамбург, Кунстхалле.
Филипп Отто Рунге "Урок соловья" (1802). Первый вариант картины не сохранился, но до наших дней дошел второй - Гамбург, Кунстхалле.

❗Романтизм начался в Германии на рубеже - в самом начале XIX века. Ранние немецкие романтики (йенский кружок) в лице Вакенродера, Новалиса, Тика, братьев Шлегелей, Шеллинга сформулировали прогрессивную идеологию - ИДЕОЛОГИЮ СТРЕМЛЕНИЯ К ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ.

Именно на рубеже XVIII-XIX веков Германия переживает подлинное религиозное возрождение." Христианство и Европа" Новалиса и" Речи о религии" Шлейермахера направлены против рационализма и неверия, и утверждают ИДЕЮ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ МИРА - основополагающая мысль для всего немецкого романтизма, в особенности для раннего. Здесь и натурфилософские концепции природы и пантеистические представления о мире.

"Только та религия истинна, которая открывается нам в камне и в сплетении мхов..." (Шеллинг)

Предметом искусства немецких романтиков становится универсальный образ мира - не только и не столько в его материальной явленности, сколько в его духовной, божественной сущности.

"Искусство раскрывает нам сокровища человеческой души..." (Вакенродер) / "Искусство - это наша молитва" (Каспар Давид Фридрих) / "Иероглифом, божественным символом должна быть каждая подлинная картина... " (Шлегель).

❗ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ СТАЛ ПЕРВЫМ ХУДОЖНИКОМ, ВОПЛОТИВШИМ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НОВОЕ (на тот момент) РОМАНТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ.

На рубеже веков Рунге сближается с йенцами и под их влиянием отказывается от рационализма и подражания античным образцам, утверждая примат чувства в художественном творчестве: "ИСТОЧНИК ИСКУССТВА - НАША ДУША".

❗Рунге пророчески предсказал значение пейзажа, призванного заменить историческую картину (напомню вам, что до эпохи романтизма пейзаж считался низким жанром), хотя сам художник не создал ни одного чистого образа природы.

Однако ЕГО ТРАКТОВКА МИРА ОБНАРУЖИВАЕТ ОРИГИНАЛЬНОЕ И ЖИВОЕ ЧУВСТВО ПРИРОДЫ.

Посмотрите на картину "Урок соловья" (1802), которую сам Рунге называл фугой и писал брату: "Густой лес, где во тьме сбегает вниз ручей, у меня тоже самое на земле, что звук флейты наверху, среди тенистых деревьев".

МУЗЫКА ФЛЕЙТЫ СЛИВАЕТСЯ С МУЗЫКОЙ ПРИРОДЫ В ЕДИНУЮ ЖИВУЮ ГАРМОНИЮ.

Сюжет восходит к оде Клопштока:

"Сладостной флейтой пой поначалу то громче, то тише. / Пой, пока вдалеке не затихнет звук той флейты. / А потом затруби, чтобы гулко верхом дерев лес тебе вторил. / Потом сладостной флейтой запой, пока не затухнут звуки в бутончиках розы".

В центре композиции, решенной в форме тондо, Соловей - молодая женщина (по Клопштоку, царица соловьев - Орфея), обучающая свое дитя петь. Но это и Психея - душа, которая одухотворяет Амура. Здесь не обошлось и без личного чувства - в образе Соловья-Психеи Рунге представил свою невесту Паулину Бассенге.

В целом фигуры персонажей еще довольно классицистичны, но СОВЕРШЕННО ОРИГИНАЛЕН КОЛОРИТ: контраст звучного синего одеяния женщины и темного леса (классицисты так не писали).

Не создавали классицисты и таких причудливых растительных форм, прихотливо изгибающихся и объединенных общим орнаментальным ритмом. Формы эти переходят на раму и в их гибком, сложном, подчиненном ритмической логике рисунке видятся будущие стилистические опыты модерна.