Известен такой факт, что когда Хрущев узнал, что Черноморский флот за один выход на учения в море потратил больше мазута, чем все народное хозяйство Украины за год, то он понял что собственная армия, в том виде, в котором она существовала, может уничтожить всю экономику страны.
К концу 1964 года, несмотря на то, что формального паритета с США не было, все же безопасность страны была гарантирована, так как установилось равенство возможностей взаимного уничтожения. И это с учетом того, что мы уступали на порядок в численности средств доставки ядерного оружия.
Основные принципы противостояния
В послевоенные годы все определялось соотношением накопления ядерного оружия и средств его доставки.
Первая проблема была решена в принципе еще при жизни Сталина, но вот со второй возникла неясность.
К середине 50-х годов завершились, еще начатые при Сталине разработки дозвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-95 и М-4. И они вполне обеспечивали на тот момент ответный удар. Но к концу 50-х появились сверхзвуковые перехватчики и зенитные управляемые ракеты. Тем более, что непрерывно совершенствовалась система ПВО. Хотя мы тоже не стояли на месте.
Вот здесь мы и смогли хотя бы на время опередить США. В 1957 году у нас появился межконтинентальный баллистический носитель ракета Р-7. Спутник быстро охладил горячие головы ястребов на Западе.
Сравнение ракет и стратегической авиации
Скорость и высота полета были на порядок выше любых самолетов. До нынешнего времени нет эффективной системы ПРО против залпа баллистических ракет. Экономическая составляющая таких ракет была тоже на высоте. Межконтинентальные средства были в четыре раза дешевле любого предназначенного для этих целей самолета, а ракеты средней дальности были в пять раз дешевле любых бомбардировщиков.
Конечно, можно считать недостатком их одноразовое применение, но стратегический бомбардировщик тоже мог сделать только один вылет.
Издержки решения такой задачи
Необходима была определенная перестройка всей структуры ВС и это при ограниченных ресурсах страны, еще не отошедшей полностью от послевоенных последствий. Это было вынужденной мерой, в том числе и сокращением доли авиации. Есть еще один нюанс. Запад на «инициативы» Хрущева никак не реагировал. Армии не сокращались, ядерные испытания, как и гонка вооружений продолжались. Мы были вынуждены действовать в цейтноте.
В 1955-1958 годах и в начале 1960 года было произведено существенное сокращение численности ВС на 3 млн. 400 тыс. человек с 5 млн. 763 тыс. военнослужащих. Также была сокращена продолжительность службы призывников.
Во время войны погибли именно те мужские руки, которые были бы в 50-х наиболее трудоспособными. И если рядовой и сержантский состав были в основном довольны возвращением к гражданской жизни, то для многих офицеров это был крах всех жизненных планов, и не каждый мог это спокойно принять.
Создание РВСН
В конце 1959 года вполне логичным смотрелось решение советского руководства по инициативе Хрущева о создании Ракетных войск стратегического назначения.
Организация РВСН «с нуля» сама собой сказывалась на интересах других видов ВС.
Состав РВСН в количестве более 300 тыс. военнослужащих потребовал преобразование уже существующих структур авиации, артиллерии, ПВО и других видов войск.
Еще один довод в правильность таких решений произошел 1 мая 1960 года, когда наша авиация не смогла ничего противопоставить американскому разведчику U-2 и он был сбит под Свердловском благодаря эффективности зенитного ракетного расчета.
Для создания РВСН необходимы были не только профессионалы, но и техника, которую нужно было создать в приемлемых объемах и в кратчайшие сроки.
Для строительства новых производств у нас не было ни времени, ни средств. Поэтому и шла переориентация существующих заводов авиационной промышленности. И масштабы этой перестройки были огромны.
Многие военные воспринимали перевод из авиации в РВСН, как понижение квалификации.
Но наверху все же осознавали, что нынешняя реальность ядерной эпохи несовместима с мышлением прошлой войны.
Тяжело было переламывать менталитет большинства высших военных, которые были участниками Великой Войны. Но это было необходимо!
Уже к середине 60-х годов в руководстве РВСН появились настоящие профессионалы из послевоенного времени, но нашлись и бывшие фронтовики, которые быстро схватили всю суть нововведений.
Еще была одна особенность уменьшения военных авиационных заказов. В мирное время необходимо было развивать пассажирскую и транспортную авиацию. И это я еще не затрагиваю вертолетостроение!
Резюме
В нынешнем мире уже понятно, что армия, построенная по современным принципам и постоянно совершенствующаяся, это основа обеспечения суверенитета страны!