Полицейские и судебные органы Мартиники преследуют активистов, выступающих против использования хлордекона. Сами активисты требуют судебного разбирательства по вопросу о массовом отравлении, за которое никто не понёс наказания.
На острове Мартиника, заморском департаменте Франции, социальная структура мало изменилась со времён рабовладения. Наверху по-прежнему находятся плантаторы, потомки рабовладельцев. Внизу – основная масса населения, потомки рабов. Плантаторы десятилетиями использовали опасный пестицид хлордекон, несмотря на то, что его токсичность и канцерогенность была известна уже с 1970-го года. Более того, они добились особого разрешения на его использование даже после того, как он был запрещён в материковой Франции. Последствия применения было предоставлено расхлёбывать тем, кто непосредственно трудится на земле.
Теперь, когда наблюдается массовый всплеск раковых заболеваний, народ требует справедливости. Однако эти требования натыкаются на полицейские дубинки, а те, кто делает полицейское насилие (небывалое по местным меркам) достоянием общественности, сталкиваются с полицейским преследованием.
7 сентября Мартинике начался суд над экологическим активистом, распространившим кадры полицейской жестокости. Судебное разбирательство, однако, пришлось отложить: обвиняемый находится в больнице после избиения полицией. И это лишь один пример в череде репрессий.
Эскалация насилия началась 23 ноября 2019 года, когда в Робере, третьем по величине городе острова, возле гипермаркета Oceanis, принадлежащего группе компаний GBH, между протестующими и жандармами вспыхнул конфликт, перешедший в потасовку. Через пять дней после этих событий активистов задержали и отправили в тюрьму. В декабре задерживают ещё семь участников. Их обвинили в совершении актов насилия в отношении представителей власти.
Процесс «семи участников событий возле гипермаркета Oceanis» (их называют теперь именно так) должен был состояться 13 января этого года в исправительном суде Фор-де-Франса. Был сформирован комитет поддержки, получивший название «Комитет 13 января 2020 года». «В тот день, 13 января, мирный марш комитета поддержки обвиняемых, проходивший в весёлой и дружелюбной атмосфере, под пение и стук барабанов, был встречен гранатами со слезоточивым газом и опущенными решётками исправительного суда, закрытого для доступа посетителей», – говорят свидетели и адвокаты. Под натиском полиции люди разбежались. Многие манифестанты были ранены резиновыми пулями и отравлены слезоточивым газом. «Это был сигнал: «Когда приходишь с миром, то получаешь войну»», – заявил тогда адвокат пострадавших, мэтр Жермани.
Что же касается жалоб, поданных в связи с полицейским насилием, то они даже не рассматривались. Группа адвокатов, в числе которых был и Алекс Юрсюле, заявила о «колониальной системе на службе лобби потомков колонизаторов и процессе государственного расчеловечивания по отношению к людям, являющимся потомками африканцев».
Такое оглушающее молчание со стороны правосудия дополняется звенящей тишиной в отношении многочисленных жалоб, поданных начиная с 2005 года, с просьбами восстановить правду и справедливость и возместить ущерб, причинённый в результате катастрофы с хлордеконом. «Это самое большое унижение, которому когда-либо подвергался народ Мартиники после отмены рабства», – полагает адвокат Юрсюле.