Хотите увидеть хрустальный замок? Художник по стеклу Наталья Любимова может воплотить в жизнь любую мечту, любую идею. Не зря же недавно ей присвоили почётное звание «Мастер земли Владимирской», хотя стаж работы у Наташи совсем небольшой – около 10 лет на Гусевском хрустальном заводе имени Мальцова. Причём, на заводе она оказалась почти случайно. Сама родом из Гусь-Хрустального Наташа планировала жить и работать дизайнером интерьеров во Владимире. Получала образование на худграфе ВлГУ, уже и свои заказчики появились, когда на заводе вдруг объявили конкурс эскизов. И работа Натальи Любимовой в этом конкурсе победила. Пригласили на хрустальный завод, показали производство. И всё, как сказала наша героиня, я заболела стеклом!
- Технологии отработаны и отлажены десятками, даже, можно сказать, сотнями лет. Но когда кажется, что что-то не возможно в хрустале сделать, а приходит человек, которого не учили, как точно надо, и начинает этот человек экспериментировать. Так было со мной. Мне могут сказать, Наташа, это будет тяжело сделать, а я говорю, давайте всё же попробуем. И бывает, что мы пробуем, и оно выстреливает! Но всё равно стараешься остаться в классических наработках, чтобы хрусталь не превратился в обычное стекло. У меня есть серия хрустальных кокошников «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Это декоративные элементы для украшения интерьера. Можно было сделать кокошник, чтобы он надевался на голову, но вдруг разобьётся, и мы специально сделали эту часть, которая к голове, поменьше. Когда к нам приходят экскурсии, мы разрешаем кокошник в руки взять и над головой подержать. Всегда хочется чего-то нового. Недавно я сделала корову хрустальную для Музея коров - в русском сарафане, с коромыслом и вёдрами. Сейчас у меня 11 изделий в работе и почти каждое – это новый эксперимент, потому что в хрустале много разных возможностей и хочется всё попробовать. Вазы, череп я делала хрустальный. Сейчас у меня в разработке тоже русская тема «Деревенька». Это разные домики хрустальные, разноцветные, с разной обработкой. Можно и хрустальные замки сделать, всё реально. Одно изделие проходит через руки примерно 20 человек. От эскиза художника это идёт в отдел форм, потом на печку выдувать, причём, мы художники в этом во всём участвуем, контролируем. Потом отрезаются лишние части - колпаки. И изделие идёт в алмазный цех. Может быть матовая обработка, может быть гравировка. Высший пилотаж, когда художник по стеклу сам работает на алмазном станке. Я сейчас этому учусь, свои есть сложности, но это очень интересно!
Ольга Слободнюк