В 1951 году режиссер Джон Хьюстон был на пике своего кинематографического могущества. У него в активе были ставшие классикой уже тогда «Мальтийский сокол» и «Сокровища Сьерра-Мадре». В то же время во время войны у него были постоянные проблемы с военной цезурой. Но хуже всего цензура с ним обошлась уже после войны – на съемках его лучшего (по его мнению) фильма «Алый знак доблести».
Во время войны капитан Джон Хьюстон снимал и продюсировал фильмы для армии, которые некоторые критики считают одними из лучших, сделанных о Второй мировой войне. Это «Репортаж с Алеутских островов "(1943) о солдатах, готовящихся к бою, «Битва при Сан-Пьетро» (1945) – история провала американских разведывательных служб, приведшего к многочисленным смертям, и «Да будет свет» (1946) о психологически искалеченных ветеранах войны. Все они «спорными» и либо не выходили в прокат, либо подвергались цензуре, либо вообще запрещались, так как считались «деморализующими» для солдат и публики.
Хьюстон был известен тем, что изучал в своих фильмах человеческие реакции на критические, изменяющие жизнь события. В коротком романе о гражданской войне классика американской литературы Стивена Крейна «Алый знак доблести» Хьюстон увидел идеальное средство для проникновения в глубины противоречивых реакций молодого солдата, попавшего в свой первый бой. В ужасе он бежит с поля боя, но глубокое чувство стыда заставляет его вернуться в отряд и следующей битве он избавляется от страха смерти.
Парадокс фильма в том, что главного героя – поначалу слабого и не уверенного в себе солдата армии Союза Генри Филдинга – сыграл настоящий герой, самый награжденный американский солдат во второй мировой войне Оди Мерфи. Маленький рост и юношеская внешность помогли ветерану войны создать образ мальчишки-солдата. Мерфи, воевавший в Северной Африке, на Сицилии, В Италии и во Франции хорошо знал, как реалии поля боя выявляют в людях силу характера или ее отсутствие.
Фильм умело изображает молодого солдата, испытывающего чувство тревоги и, наконец, откровенного страха, когда он готовится к своему первому бою. Борьба Генри с собственной совестью начинается тогда, когда он быстро теряет свои иллюзии героизма. После того, как он стал свидетелем смерти друга и был случайно ранен отступающим солдатом Союза, он приходит к согласию с реалиями войны. Фильм имеет откровенно голливудский финал. Филдинг-Мерфи возглавляет атаку с флагом в руках – очевидное символическое утверждение того, что герой был искуплен в глазах своих товарищей и стал настоящим солдатом.
Интересна операторская работа Гарольда Россона, который изображает поле боя с точки зрения солдата, показывая “рваную замызганную пехоту, марши, боевые порядки, шум, пыль, кавалерийские атаки, врага, вздымающегося из облаков дыма, и жалкие, жалкие линии раненых, тянущихся и спотыкающихся в тыл.”
В фильме есть несколько ошибок. Гражданская война шла с 1861 по 1865 год. А на фуражках солдат Союза изображены скрещенные винтовки – эмблема, принятая армией только в 1876 году. Кроме того, несколько солдат, переходящих вброд ручей и поднимающихся вверх по берегу, держат в руках винтовки "Спрингфилд" 1903 года выпуска вместо заряжаемых с дула нарезных мушкетов.
Фильм длится всего 69 минут, он был сокращен кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer в двое. Джон Хьюстон и Оди Мерфи пытались выкупить права на картину, чтобы иметь возможность ее перемонтировать, но студия ответила, что вырезанный материал уничтожен. Но даже в таком виде Хьюстон всегда считал «Алый знак доблести» своим лучшим фильмом.
Также по теме:
«Большая красная единица» – откровения киномилитариста и кинобунтаря Сэм Фуллера
Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия
«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда
«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне
«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда
Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву
«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне
«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»
Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо
«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну
Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США
Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США
«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?
«Храброе сердце» Мела Гибсона: реальная история битвы на Стерлингском мосту
«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн
«Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса: реальная история битвы в долине реки Йа-Дранг