Найти в Дзене

Румыния и Украина собрались дружить против России на Дунае 🚤

Совместные украинско-румынские учения Riverine 2020
Совместные украинско-румынские учения Riverine 2020

В начале сентября Бухаресте побывал министр обороны Украины Андрей Таран, подписавший с румынским коллегой Николае Чуке соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Документом предусматриваются активизация закупок продукции военного назначения, модернизации вооружений, обмен информацией и опытом в области контроля качества военной техники.

Симион Мехединць
Симион Мехединць

Также румыны обязались продвигать идею членства Украины в НАТО – разумеется, в полном соответствии с положениями своей Стратегии национальной безопасности. Экспансия Бухареста на восток предполагает присоединение Молдовы и лидерство в Черноморском регионе. Как писал румынский политический географ Симион Мехединць (1869-1962), естественные рубежи румынского государства на востоке проходят по Днестру, то есть не по нынешней восточной границе Румынии, а по территории Молдавии и Украины.

-3

Как утверждал этот геополитик, контроль над Днестром позволит контролировать впадающий в Чёрное море Дунай, что, в свою очередь, превратит румын в черноморскую нацию. «Дунайская долина никогда не была просто границей [для румын], а являлась самой жизнью народа», – так описывал Мехединць значение этой крупнейшей европейской реки. Таким образом, путь Бухареста к господству на Чёрном море пролегает через подчинение Молдавии и Украины. Значение Румынии для Европы он увязывал с синтетическим характером румынской культуры, латинской по происхождению, однако православной и воспринявшей часть культуры славянских соседей. Опираясь на этот фундамент и на значительную территорию на юго-востоке Европы, можно предлагать себя в качестве юго-восточного «буфера» у границ России (по-современному это называется усилением восточного фланга НАТО).

Река Днестр отделяет «латинскую» Румынию от славянского мира, в то время как сама эта страна отделяет Европу от России. Четырьмя естественными опорами румынского государства являются Чёрное море, Дунай, Карпаты и Кодры на территории нынешней Молдовы, рассматриваемой адептами «Великой Румынии» неотъемлемой частью её территории. Современная румынская геополитическая мысль смотрит на мир идеями Мехединця, а внешняя политика Бухареста следует предначертанным им маршрутам.

Надо сказать, что ещё социалистическая Румыния при Николае Чаушеску была для брежневской Москвы весьма неудобным партнёром. Однако открыто заявить о своих планах адепты «Великой Румынии» смогли в начале 1990-х годов, после распада советского Союза и перетекания вооружённого конфликта в Приднестровье в активную вооружённую фазу. Румынские добровольцы отправились поддержать националистов Мирчи Снегура, что было только «первой ласточкой» неблагоприятных геополитических изменений в этой части Европы.

Остановить румынскую экспансию сумела в 1992 году дислоцированная в Приднестровье 14-я армия, и до сих пор в российский миротворческий контингент в этой непризнанной республике остаётся едва ли не единственным гарантом мира и безопасности. После государственного переворота на Украине в 2014 году «майданные» власти Киева присоединились к политике Кишинёва и Бухареста по блокаде Приднестровья с последующим выдавливанием оттуда российских военных.

Прорумынская пропаганда в Молдавии, так или иначе, действует и на украинских молдаван, большинство которых пока ещё не считает себя румынами (таковых много разве что в Черновицкой области, то есть в Северной Буковине, но не в Одесской области). Нынешние молдаване – это не более чем «подпорченные» русской культурой и славянским влиянием румыны, твердит современная румынская пропаганда. И вернуться к этнической и культурной чистоте они, дескать, смогут только через отречение от молдавской идентичности и признание себя румынами. Разумеется, все исторические факты, противоречащие этой «натянутой на глобус» версии, либо отвергаются, либо замалчиваются.

Понятное дело, нынешние военно-политические игры Киева с Бухарестом обусловлены их общим антироссийским внешнеполитическим вектором. Только вот последствия такого сотрудничества, вероятно, окажутся для украинских властей не столь благоприятными. Особенно когда в Бухаресте более деятельно займутся той же Северной Буковиной, Бессарабией и другими территориями «Великой Румынии», в составе которой нынешняя правобережная Молдова находилась в период с 1918 по 1940 год.

Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!