Мы живем в век высоких технологий. Современные гаджеты позволяют быть в Интернете круглосуточно, играть в компьютерные игры, слушать музыку, смотреть фильмы, виртуально общаться с людьми. В наше время подростку, чтобы уйти из дома, не нужно выходить из него. Достаточно уткнуться в экран.
Часто, сталкиваясь с трудностями в реальной жизни, ребенок не решает их, а отворачивается, погружаясь в онлайн-пространство. Достоинства доступности технологий в том, что они дают возможность получать самую разнообразную информацию, а недостатки в том, что подменяют собой настоящий мир, живое общение, достижения, реализацию себя.
Исследования психологов показывают, что детям до трех лет крайне вредны все электронные устройства, они замедляют развитие их мозга, памяти, нервной системы, моторных навыков, снижают концентрацию внимания, лишают навыков общения с настоящими людьми, препятствуют установлению эмоциональных связей.
Детям до десяти лет рекомендуют ограничивать время в Интернете, иначе они становятся зависимыми от гаджетов, привязываются к ним сильнее, чем к родителям. У них плохо формируется способность логически мыслить, удерживать в памяти и обрабатывать большие объемы информации, структурировать ее, выделять главное и второстепенное, сосредотачиваться на чем-то одном.
Детям старше десяти лет важно приобрести навыки саморегуляции и самодисциплины, умение трудиться, преодолевать трудности, достигать свои цели. Использование гаджетов сильно этому мешает.
Как выглядят интернет-зависимые подростки?
Тринадцатилетняя Алина круглыми сутками сидит в социальных сетях. Она переписывается с подружками, просматривает странички других пользователей, слушает музыку, делает перепосты из разных сообществ. Не реже раза в неделю она обновляет свою аватарку, меняет фотки, картинки, статусы.
У нее сильная зависимость от социального признания – она может расплакаться, если ей поставили меньше двадцати лайков на очередной перепост с няшными котятками. Ее не интересует реальный мир: ни кружки, ни общение с подругами в жизни, у нее нет хобби или домашних любимцев.
Ее не уговорить погулять, и что бы ни предлагали родители: сходить в кафе всей семьей без гаджетов, в поход, на пикник или в гости - все воспринимается в штыки. Она готова сидеть в своей комнате целыми днями, не выходя из нее, проводя все время в сети. Даже за обедом, в туалете или за чисткой зубов она не отрывается от смартфона.
Четырнадцатилетний Митя в беседе производит впечатление восьмилетнего. Его уровень общего развития, эрудиции и социальных навыков очень сильно отстает от нормы. Его речь бедная, сумбурная и невыразительная, хотя логопедических проблем у него нет.
Дело в том, что последние пять лет Митя увлеченно играл в компьютерные игры. World of Tanks, Warcraft, GTA 5, Dragon Age, Mortal Kombat, Minecraft – названия его любимых игр, в них он практически чемпион. Он ведет себя точно так же, как Алина. В школе перебивается с двойки на тройку, дома никак не помогает, с друзьями вживую не общается, только в играх под масками персонажей. Зато там он герой и победитель.
В случае Алины и Мити можно говорить о зависимостях. Они возникают, когда реальный мир уходит на второй план. Если нет контакта с родителями и членами семьи, друзей, увлекательных игр или занятий, то подростки могут уйти в виртуальную реальность.
Там же они пытаются спастись от проблем, с которыми не в силах справиться самостоятельно: отсутствие друзей, хобби, плохие отношения с одноклассниками, ссоры или развод родителей, холодная и отстраненная атмосфера или, наоборот, гиперопека в семье.
Что делать родителям, чьи дети чрезмерно привязаны к гаджетам:
- Вводить ограничения и настаивать на них. Так как у подростков еще не до конца сформирована способность самостоятельно регулировать свою жизнь, они нуждаются в рамках. Например, никаких гаджетов после девяти вечера или не больше нескольких часов в день, в зависимости от возраста.
- Родители вправе требовать, чтобы подросток выполнял свои обязанности по дому и учился на приемлемом уровне. Тогда он может распоряжаться своим свободным временем, в том числе, сидеть в сети. Но если он нарушает эти договоренности, родители могут приостановить его доступ к вожделенным играм или Интернет-сервисам.
- Важно, чтобы в жизни ребенка было живое общение и хобби или прогулки. Организуйте семейные выезды на природу или другие занятия согласно своим интересам.
- Подростки часто используют социальные сети, чтобы общаться с реальными людьми. Это дешевле, чем смс или звонки по мобильным. В таком случае это удобное средство связи. Но если они пропадают на форумах, бессмысленно листают чужие странички или слишком много играют в онлайн-игры, это нарушение баланса. Родителям стоит различать, чем именно занят их ребенок в сети и в первом случае договариваться о разумных сроках, а во втором занимать более твердую позицию.
- Прививайте детям привычки отдыхать от компьютера, заниматься спортом, двигаться, гулять. Важно, чтобы у них было время вне компьютера. Пусть рисуют, читают книги, клеят модели кораблей и самолетов, выжигают по дереву, поют, танцуют.
- Важно, чтобы в семье было время для полноценного общения родителей с детьми. Организуйте семейные мероприятия или совместные занятия. Проводите с ребенком, как минимум один час в день без гаджетов, занимаясь тем, что ему интересно.
- Родители должны подавать пример. Если они сами не отрываются от своих смартфонов и планшетов, то бесполезно ждать или требовать от детей, чтобы они соблюдали меру.
- Введите правило, что за совместной едой и ночью все гаджеты отключаются. Подростки часто нарушают режим сна тем, что сидят в сети до глубокой ночи.
- Помогите подростку решить те проблемы, от которых он убегает в виртуальный мир.
👉 Последний пункт - самый трудный. И, возможно, вам может понадобиться помощь психолога. Обращайтесь. Записаться на консультацию можно здесь: https://keytomyself.ru/
🍀 Помните, что ребенок сам не в состоянии решить подобную проблему. Ему необходима ваша помощь. Корни зависимого поведения уходят в неспособность решать повседневные задачи и управлять своим поведением. Не оставляйте его одного.
👉 Читайте про воспитание подростков: Три слагаемых доверительных отношений с подростком