CMR: расшифровка понятия
CMR – товарно-транспортная накладная, используемая для международных перевозок. В России есть свой аналогичный документ для перевозки товаров, но действует он только в пределах страны.
К примеру, CMR-накладная потребуется, если транспорт загружают, например, в России, а привозят товар уже в другую страну.
Функции международной товарно-транспортной накладной
Товарно-транспортную накладную международного образца используют многие европейские страны и восточные государства, так как без нее нельзя перевезти товар в другую страну. Кроме этой главной функции CMR-накладная имеет много других:
- Это универсальный документ для перевозки товаров, принимаемый в любой стране всеми работниками торговли;
- Накладная закрепляет все данные, начиная от даты принятия-выгрузки товаров и заканчивая указанием на те лица, которые всем занимались;
- Связь с конвенцией дает определенные гарантии, так как она накладывает обязательства на обе стороны перевозки. Иногда положения конвенции предусматривают даже то, чего нет в договоре;
- CMR – показатель правомерности перевозок. Правоохранительные органы не уже не могут предъявить никаких претензий;
- Накладная позволяет посмотреть, как двигался груз, так как в ней последовательно отмечаются все таможенные контроли.
Основания для составления CMR
CMR-накладная была составлена в конвенции 1956 года в Женеве для регулирования взаимоотношений двух сторон. Основаниями для составления накладной служат:
- Осуществление перевозки происходит за определенную плату;
- Товар доставляется из одной страны в другую;
- Одна из сторон – член Конвенции CMR;
- Доставка товаров происходит с помощью автотранспорта.
Обращаем внимание, что бланк CMR недействителен, если перевозятся следующие категории:
- Усопшие;
- Мебель (в случае, если люди переезжают с одного места на другое);
- Груз, перевозимый в рамках какой-либо почтовой международной конвенции.
Бланк сам состоит из шести или более страниц. Соответственно страницы предназначены для заполнения отправителем, принимающим, перевозчиком, экспедитором, таможней. Поэтому нужно учитывать, сколько страниц понадобится в конкретном случае, чтобы их точно хватило на всю поездку.
В случае, если отправка происходит из России в другую страну, отправителю нужно включить семь страниц:
- Одна - для отправителя товаров;
- Три - перевозчику для сопровождения груза. В конце они должны быть подписаны принимающей стороной, причем у получателя останется одна страница, а у перевозчика - две;
- Три - для таможенной службы.
Как правило, основным человеком, кто составляет CMR, считается отправитель груза. Перевозчик же получает уже почти полностью заполненный бланк CMR.
Конвенция не указала, на каком языке нужно заполнять графы CMR. В большинстве случаев все пишется на языке той страны, которой принадлежит автотранспорт. В том случае, если груз отправляется в Европу или Азию, лучше пользоваться английским языком, так как он считается международным.
Автоматизировать работу по заполнению и оформлению накладных и других документов помогает программа Бизнес.Ру. Она уже содержит готовые шаблоны, позволяет избежать ошибок при составлении документов и имеет функционал для автоматического добавления в них печатей и подписей.