В 1985 году маленький итальянский водопроводчик стал лицом видеоигр и изменил то, как мы в них играем.
"Super Mario Bros." увидел главных героев игры, Марио и Луиджи, прыгающих по грибному Королевству, собирающих монеты и спешащих спасти принцессу от Боузера, злодейской черепахи. Содержание было далеко от упрощенного геймплея Snake или Pac-Man, где целью было поесть и остаться в живых.
Когда франшиза празднует свое 35-летие 13 сентября, CNN Business поговорил с четырьмя разработчиками Nintendo, которые десятилетиями работали над франшизой Super Mario Bros, о том, как компания выросла, возможно, самая успешная франшиза gaming, которая, по оценкам, заработала несколько миллиардов долларов. Nintendo никак не прокомментировала продажи.
Марио возник как плотник в 1981 году в аркадной игре "Донки Конг", которая была продвинута для своего времени, с ретро-звуковыми эффектами, когда Марио пересекал сложные платформы, чтобы спасти Полину. Принцесса Пич (которую в ранней американской версии называли Принцессой поганкой в соответствии с темой жаб) впервые появилась в фильме "Super Mario Bros." четыре года спустя.
- (Обращаясь к Марио.) не забывай тренироваться и держать усы в порядке."СИГЕРУ МИЯМОТО, ИГРОВОЙ ДИЗАЙНЕР И ПРОДЮСЕР NINTENDO"
В то время видеоигры обычно создавались компьютерными инженерами, в отличие от современных художников, рассказал CNN Business Шигеру Миямото, геймдизайнер и продюсер "Super Mario Bros." и "Donkey Kong".
"Я пытался использовать технологию, доступную в то время, чтобы создать отличительный внешний вид персонажа из небольшого количества пикселей, и это привело к Марио",-сказал Миямото в комментариях, переведенных с японского.
Что касается того, почему этот японский инженер и художник выбрал 26-летнего итало-американского водопроводчика из Нью-Йорка в качестве главного героя, Миямото сказал: "Мы хотели, чтобы он был кем-то, кто мог бы жить рядом с вами, а не супергероем."
Популярность игры действительно взлетела в 1985 году, когда был выпущен "Super Mario Bros". К тому времени Марио превратился в водопроводчика нью-йоркской канализации. Миямото сказал, что точно так же, как художники манги его поколения, которые заполняют свои комиксы одними и теми же персонажами, он поместил Марио во множество разных игр.
"Люди никогда не видели такой игры, как Super Mario Bros,-говорит Фрэнк Сифальди, содиректор Фонда истории видеоигр. - Super Mario Bros., несмотря на те же ограничения, что и ее сверстники, удается передать эпическое приключение в огромном мире. День превращается в ночь по мере вашего продвижения. Вы переходите мосты в новые земли."
Super Mario Bros. изменил то, как мы играем в видеоигры — от простого стремления к высокому баллу в Аркаде до игры, чтобы испытать приключение и увидеть его до конца, сказал он.
Чтобы отпраздновать 35-летие Super Mario, в начале сентября Nintendo представила игры, ориентированные на Марио, которые будут запущены в ближайшие месяцы. Новые названия подключаются к ностальгии Марио с обновленными классическими названиями, экспериментируя с новыми форм-факторами, такими как дополненная реальность и линейка реальных игрушек.
Если бы Марио действительно был 35-летним человеком, а не 26-летним, он навсегда останется в игре, его создатель Миямото поощрял бы его продолжать "жить так, чтобы быть верным себе, гораздо приятнее, чем соревноваться с другими."
-Ты будешь очень занят, так что не забудь потренироваться и держать усы ухоженными, - сказал он.
Каждая новая игра Марио становится все более сложной по мере развития технологий видеоигр. Например, в 1996 году "Super Mario 64" маленький человек впервые попал в 3D, бросив вызов игрокам топтать врагов в трехмерном пространстве. Последующие партии отправили Марио в открытый космос и дали фанатам способы создавать свои собственные игровые уровни.
18 сентября Nintendo также выпускает" Super Mario 3D All-Stars", сборник из трех более современных игр франшизы:" Super Mario 64"," Super Mario Sunshine "и" Super Mario Galaxy " с улучшенной графикой для консоли Switch. Nintendo выпускает их ограниченным тиражом, и игра будет доступна до 31 марта.
- Неважно, в какие миры он попадает, Марио остается Марио. Может быть, это странно, но я нахожу этот факт очень утешительным."ЙОШИАКИ КОИДЗУМИ, РАЗРАБОТЧИК ИГР ДЛЯ NINTENDO"
"Я надеюсь, что люди, которые играли в эти игры раньше, будут играть в них снова, как я делаю. Это не только возвращает некоторые ностальгические воспоминания, но и может позволить им обнаружить, что есть много забавных вещей, которые они еще не открыли",-сказал Кента Мотокура, который снял "Super Mario Odyssey" и продюсировал "Super Mario 3D All-Stars"."
В течение 35 лет Марио эволюционировал от 8-битного плотника в "Донки Конге" до водопроводчика с высоким разрешением в "Супер Марио Одиссее" 2017 года, который ездит на мотоциклах и превращается в своих врагов одним взмахом кепки.
- Неважно, в какие миры он попадает, Марио остается Марио. Может быть, это странно, но я нахожу этот факт очень утешительным", - сказал Есиаки Коидзуми, который продюсировал "Super Mario 3D Land" и "Super Mario 3D World" среди других.
Марио также расширился в тематические парки, включая Мир Супер Марио в Японии и один в Голливуде, который все еще строится — часть стратегии, чтобы дать геймерам различные интерактивные впечатления, сказал Миямото.
Nintendo также выпускает "Super Mario Bros. 35", доступный с 1 октября по 31 марта.
Даже со своими повторяющимися персонажами Nintendo стремится сделать содержание каждой игры другим и новым, сказал Мотокура.
Он также должен быть наполнен экшеном, сказал Такаши Тэдзука, режиссер и продюсер 2D-игр Super Mario. "В принципе все идет, если игра веселая."
Однако разработчики стараются оставаться верными бренду, думая о его истории и будущем, сказал он.
Успех Nintendo был бы труднее достичь, если бы не упадок Atari в середине 80-хгодов , который изо всех сил пытался найти успешные игры после более примитивного Pong и Pac-Man.
По словам Лейна Нуни, доцента и историка видеоигр из Нью-Йоркского университета, это стало серьезной неудачей для американского производства видеоигр. "Это дало Nintendo возможность переосмыслить, что такое видеоигры. Важно отметить, что это были не компьютеры, а игрушки. И не было игры более игривой, чем "Super Mario Bros." от Nintendo."
И по мере того, как Nintendo адаптируется к росту мобильных игр, Марио пробился к смартфонам. Такие игры, как Super Mario Run и Dr.Mario World, используют преимущества простого управления и распространения в магазинах приложений Apple и Google.
"Для всех критиков, которые могут сказать, что видеоигры полны насилия и кровопролития, усатый Марио остается самым узнаваемым лицом индустрии видеоигр во всем мире", - сказал Нуни.
Исправление: в более ранней версии этой истории неверно идентифицировано имя персонажа, которого Марио пытается спасти в "Донки Конге".- Ее зовут Полина.