Найти тему
ГТРК "Владимир"

В российских школах могут отменить «единицу»

В Совете Федерации задумались об изменении пятибальной системы отметок в школе. Аргумент: единицу учителя практически не ставят, а значит, надо ее официально упразднять.

Напомним, что нынешняя система школьных отметок была принята еще в первой половине 19 века, и вполне справлялась со своей задачей. Но прошло почти два века и может правы те, кто считает, что надо менять пятибальную систему на четырехбальную. А в некоторых странах используют и 12-бальную, и 100-бальную. Вначале послушаем мнение психолога. Нужно ли убирать единицу? Мнение завкафедрой педагогики и психологии здоровья ВИРО Людмилы Панфиловой.

- В принципе у нас в школе в большей степени пользуются "двойками", что означает, что ребенок неудовлетворительно ответил, или не подготовил так, как надо было подготовить домашнее задание. Если мы говорим принципиально о единице, то, по моему предположению, единица ставится, когда школьник вообще не готовился. То есть ему не за что даже два поставить.

- То есть двойку еще надо заслужить, как говорил один мой педагог?

- Если мы говорим конкретно о единице, то дифференцировать 1 от 2 можно и таким образом. Я знаю, что многие педагоги так и делают. Единицу они ставят в дневник именно тогда, когда хотят показать ребенку или родителям "полное отсутствие всякого присутствия".

- Чисто психологически тяжело получать единицу, или какая разница 2 или 1?

- Люди разные. Есть люди, которым и 4 получать тяжело, а есть те, которым и целый ряд единиц легко, потому что у них уровень тревожности низкий, у них другие приоритеты в жизни.

- В итоге: не стоит убирать единицу?

- Если мы пользуемся дифференциацией, то, я думаю, не стоит.

А теперь мнение практиков. Мой собеседник директор средней школы №1 г. Гусь-Хрустального Валентина Болтунова. Ее мнение, что пятибальная система существует формально.

- За многие годы единица как таковая ушла из употребления, потому что это один из факторов педагогического стресса. Когда ставим единицу, страдает и педагог, которого будут ругать за эту единицу, так и учащийся, которого тоже дома ждет неприятность? Разговор с родителями. И поэтому, наверное, единица утратила свою силу и стоимость.

- А вы ругаете своих учителей за двойки и за единицы?

- Нет, у нас давным-давно это отошло. По моему мнению, психологический дискомфорт, который испытывают педагоги и ученики при выставлении неудовлетворительных отметок, он существует и если учитель ставит 2, или кол, то он расписывается в собственном бессилии перед учащимися. Это крайне редкая отметка должна быть, потому что все-таки ребенок приходит не только за предметными результатами, но и за личностными и метапредметными.

- Валентина Петровна, пятибальная система не устарела? Может стоит переходить на 12-бальную? Где-то есть 100-бальная.

- Ну, стобальная это слишком широкий спектр. А вот рассмотреть рейтинговую систему отметок по шкале, например, из 10-12 баллов - это возможно. Но я знаю, что некоторые школы апробируют данные системы. Что-то получается, что-то нет. Пока на сегодняшний момент отказываться от пятибальной системы не стоит.

Да и от единицы отказываться не стоит, по мнению некоторых педагогов. Пусть остается, хотя, они также признают, что ставят ее сегодня крайне редко. А уж в итоговых отметках ее вообще нет.

- По-моему, нужно не только не убирать единицу, а нужно делать ее рабочей. И двойку, и единицу. Ведь, по сути, сегодня в школе существует три оценки рабочих: 3, 4, 5. И поэтому происходит уравниловка во многом под тройку большинства учеников. И не нужно оставлять на второй год. И с единицей, и с двойкой переводить. И нам даже преподаватели колледжей скажут спасибо. Ведь они будут видеть, кто к ним пришел – двоечник или троечник. И тогда четверка возрастет в цене. А то часто бывает, ученику ставишь 3 за ответ у доски, а он говорит: почему 3, вот Петров сидит, ничего не делает, а ему тоже 3. Вот такая сейчас проблема. Я думаю, что пятибальную. Систему нужно оставлять, но оценки, которые у нас нерабочие их нужно вводить.

Итак, единого мнения - нет. Оставлять или нет единицу, или официально упразднять? Что это изменит? Повысится успеваемость? А вы, что думаете по этому поводу?

Константин Киреев

"Вести-Владимир"