Продолжаю комментировать глобальные обобщения разных авторов по итогам судебного процесса над артистом Ефремовым.
Обобщения не столько про него, сколько про нас. Так, широко известный в узких кругах защитников демократии писатель Быков, потрясен тем, как российские граждане «оттоптались на Михаиле Ефремове» и их запредельной ненавистью к нему — результатом невыпущенного пара, невозможности быть услышанными властью, отстоять свои права etc. Это если очень кратко.
Словарь русского языка С.И. Ожегова дает нам значение слова «оттоптать», как повредить, например, оттоптать соседу ногу. Могу предположить, что литературо- и народовед г-н Быков имел в виду несколько другое: блогеры/комментаторы/читатели, захлебываясь нерастраченной ненавистью к элитам, смешали с грязью и прошлись обеими ногами на поверженному в эту грязь, но все равно прекрасному артисту Ефремову.
Свои возражения начну с того, что комментарии к моим статьям о Михаиле Ефремове не подтверждают наличия ненависти. Абсолютное большинство тех, кто высказался по теме, как минимум не злорадствует, а как максимум сочувствует г-ну Ефремову. То, что он классный артист признают все, знакомые с его творчеством. Некоторым не нравится — имеют право.
Теперь про реальные чувства. Много лет назад, на экскурсии по Парижу, нам показали автомобильный тоннель у моста Альма, в котором погибла принцесса Диана. Экскурсовод, отвечая на мой вопрос о реакции парижан, сказала, что жители французской столицы более всего были возмущены скоростью мерседеса Дианы, ведь автомобиль мог причинить вред жителям города. Наша небольшая группа не поняла от слова «совсем» эгоизма и отсутствия сострадания у парижан, их черствости по отношению к прекрасной погибшей женщине. Прошло много лет и я готова подписаться под каждым словом экскурсовода.
Несущийся на бешеной скорости автомобиль — это опасность, если автомобилем управляет пьяный — опасность утраивается. И жертвой может стать любой. Вот о чем большинство из нас думает в первую очередь, следя за процессом Михаила Ефремова. А во вторую — о безнаказанности и о том, что с ней делать. На мой взгляд, это основное, что справедливо возмущает людей в истории Ефремова. Да, наверное, отсюда один шаг к возмущению поведением «элит», которые искренне верят, что им все можно. Особенно, с учетом того, что элиту, которую не расстреляли в 17 году, вывезли на пароходе за границу в 22 и с тех пор у нас с ней напряженка.
Вот, собственно, и все. Если по ком и прошлись по полной программе, то это по Пашаеву. Да и тут обошлось без ненависти. Так, что глагол «оттоптались» к Ефремову мало подходит.
Еще меньше соответствуют реальности утверждения о том, что сочащаяся на Ефремова ненависть — результат кипяще-бурлящего состояния души дорогих россиян, озабоченных попранием своих прав. Российские граждане делом заняты: работой, учебой, общением, воспитанием детей. Кто-то между делом, ругает власть, это в нашей традиции, на здоровье! Да и один шаг, как в песне поется, длиннее жизни. Ну, а желание «оппозиции» приплетать свой идефикс ко всему, что на злобу дня и делать выводы «за всю Одессу» - это еще более традиционно и, если честно, давно утомляет читателей.