Найти тему
LegenDaily

Где сделали телефон для императора и рояль для Чайковского?

Оглавление
Завод «Севкабель» на Васильевском острове.
Завод «Севкабель» на Васильевском острове.

В конце XVIII века российские власти отказались от идеи устроить на Васильевском острове центр Петербурга. Эту идею энергично продвигал Петр Первый, который насильно сгонял на остров знатных столичных жителей. После его смерти на Васильевском стал формироваться промышленный кластер.

Развитию острова как крупного промышленного района способствовало наличие порта и рек — путей для доставки сырья и отправки готового товара. Вдоль Невы в южной части острова проложили новую улицу, на которой в 1780-х по распоряжению Екатерины II стали строить прядильные и кожевенные предприятия. Отсюда и ее название — Кожевенная линия.

В XVIII веке на острове открылись бронзовый завод (его возвели в 1770-х годах специально для изготовления бронзовых деталей строящегося Исаакиевского собора), часовая, чулочно-трикотажная фабрики, сахарный завод. В XIX-м к ним добавились судостроительные, электротехнические, чугунолитейные предприятия, военный Трубочный завод (в советское время — завод имени Калинина), табачная фабрика «Лаферм», фортепианные — Дидерихса и Беккера и множество, множество других.

К сожалению, многие из них, пережив десятилетия, а некоторые — даже перешагнув столетний юбилей, были уничтожены после революции 1917 года. В их числе фортепианная фабрика братьев Дидерихсов, которая занимала несколько домов на 2-й, 13-й линиях и на Среднем проспекте.

А вот у фабрики голландского немца Якоба Беккера, которая работала на 7-8-й линиях, оказалась совсем другая судьба. Беккер начал производство в 1841-м и быстро стал всемирно известным промышленником. Его рояли ценились не менее высоко, чем знаменитые Steinway и Bluthner.

Архитектурный микс

Каждая эпоха вносила свои архитектурные краски в облик Васильевского острова. Например, промышленные здания, возведенные в петровские времена, выполнены в стиле барокко. Те, что строились во второй половине XVIII — начале XIX века, архитекторы в основном относят к стилю эклектика. В конце XVIII — начале XIX века на Васильевском острове, особенно в его парадной восточной части, расцвел классицизм. А в конце XIX века заводы и фабрики строили в основном в стиле, который сейчас называют «кирпичным».

После того как в 1850-х Васильевский остров и Английскую набережную соединил Николаевский (ныне Благовещенский) мост, на острове началось активное строительство: заводы, школы, больницы, доходные дома — к концу XIX века большая часть территории острова была застроена.

Особенно много в конце позапрошлого века появилось зданий в стиле модерн, который на несколько десятилетий, вплоть до конца 1910-х, держался на пике архитектурной моды.

Например, обращает на себя внимание нарядный, изящный трехэтажный домик на Среднем проспекте, 80. Сейчас здесь коррекционная школа №4, а строилось здание в 1898-1900 годах на пожертвования для малолетних сирот.

Во второй половине XIX века, когда в России началась промышленная революция, сотни тысяч крестьян потянулись в города — работать на заводах и фабриках. Многие не вписались в городскую жизнь, где, в отличие от села, например, не с кем было оставить малолетних детей. Малыши росли на улице, что к концу века привело к резкому росту детской преступности. Очень распространилось использование детей для заработка: их намеренно уродовали и просили с такими калеками милостыню — так лучше подавали. Либо посылали детей воровать у прохожих, в магазинах, на рынках и в домах.

Это стало беспокоить не только государство, но и промышленников, предпринимателей, а также широкую общественность. По всей России начали строить детские приюты, куда помещали сирот или детей, брошенных родителями.

В 1896 году под покровительством Николая II была учреждена сеть Ольгинских приютов, названных так в честь святой княгини Ольги, а также в честь дочери царя, родившейся в 1895 году. Сеть выросла до 36 заведений по всей стране. Приют на Среднем проспекте — одно из них.

«Барышня, Смольный!»

Сейчас уже мало кто помнит телефоны марки Ericsson. А между тем именно под этой маркой первая телефонная фабрика в России выпускала свои аппараты. Ее в 1897 году открыл в доме №9 по 20-й линии Васильевского острова швед Ларс Магнус Эрикссон. К тому моменту его предприятие было уже одним из крупнейших в мире производителей телефонов. А ведь Ларс Магнус, родившийся в 1846 году, был всего лишь сыном фермера, который не смог даже получить образования — так бедна была его семья, где он был шестым ребенком. Но с детства мальчик интересовался техникой и сам придумывал всевозможные приспособления, которые его отец использовал в хозяйстве.

Первая фабрика по производству телефонов в России открылась на Васильевском острове.
Первая фабрика по производству телефонов в России открылась на Васильевском острове.

С 12 лет Ларс Магнус был вынужден работать в кузне, где воплотил одно из своих первых изобретений: из веревки и бычьих мочевых пузырей он устроил сигнальную систему, с помощью которой мать звала его на обед, когда он находился в кузне.

После революции завод у шведов отобрали, и он стал называться «Красная заря», по-прежнему выпуская оборудование для связи. В советское время это был один из крупнейших производителей отрасли.

После распада СССР дела у «Красной зари» пошли неважно, успешное предприятие вдруг стало убыточным. В 1994 году его акционировали, а в 2002-м обанкротили. Такова, к сожалению, судьба почти всех промышленных предприятий, основанных зарубежными инвесторами до революции. Лишь немногие пережили послереволюционную национализацию, а после акционирования 1990-х остались и вовсе единицы.

О том, как изменилась застройка Васильевского острова в советское время, LegenDaily расскажет в следующих публикациях.