Рынок потребительских товаров и услуг меняется стремительно, коронакризис изменил поведение покупателей навсегда. Розница и общепит, возможно, уже не будут прежними никогда. Но есть и будут непотопляемые "киты" бизнеса. Среди них — реализация лекарств и медицинских товаров.
Коронакризис
В связи с ограничительными мерами некоторые сети приостанавливали работу своих точек в торговых центрах и аэропортах. Со смежных рынков пришли новые игроки, началось интенсивное внедрение маркетплейсов и агрегаторов, включая "Яндекс" и "Сбербанк". Их инвестиционная емкость и способность покрывать предстоящие убытки для увеличения занимаемой доли рынка повлечет перераспределение покупательского потока. В дальнейшем неизбежен уход слабых одиночных представителей аптечного ретейла и консолидация позиций сильных участников. Но за полгода масштабной "встряски" экономики не было ни одного значимого закрытия крупных аптечных сетей ( в отличие от ретейла или общепита.)
В списке лидеров аптечного сегмента — "Ригла", "Будь здоров", "36,6", "Советская аптека", "Доктор Столетов", из сервисов дистанционного заказа — Аптека.ру и Еаптека.ру. Весь список франшиз аптек тут.
Розничный гигант "Магнит" с 2017 года настойчиво развивает аптечный формат в прикассовых зонах. За 2019 год компания увеличила количество точек в 100 раз — и сегодня функционирует уже более 1100 аптек. Один из ведущих отечественных продовольственных ретейлов, компания Х5 Retail Group, планирует запуск собственного фармацевтического маркетплейса.
На сколько вырос фармрынок
По оценкам Национального Рейтингового Агентства, за первые 6 месяцев 2020 года фармрынок вырос на 21%, ( к примеру, розница прибавила всего 6,5%). По данным агентства DSM Group объем розничного коммерческого рынка фармацевтических препаратов в феврале 2020 года достиг 100,9 млрд. рублей, и в сравнении с февралем предыдущего года рост составил 20,1%.
Бизнес на вечных проблемах
Здоровье населения нашей страны и без пандемии кардинально не становится лучше. Неблагоприятные экологические условия, добавки в продуктах, популяризация фастфуда, малоподвижный образ жизни, недостаточное внимание к профилактическим мерам. Добавляем сюда склонность людей скорее покупать лекарства, нежели менять образ жизни, и национальную привычку к самолечению. Все это существенно повышает объемы продаж в аптеках, а, значит, и привлекательность бизнеса.
Аптечный франчайзинг
Франшизы аптек продолжают набирать популярность в перечне поисковых интернет-запросов. По статистике каталога Franshiza.ru именно в коронакризис был зафиксирован рост популярности аптечных брендов, который и сейчас держится на высоких показателях. Количество заявок на фармацевтические франшизы в апреле 2020 года выросло в 3 раза по сравнению с апрелем 2019 года. Например, за коронакризисные полгода франшиза "Советская аптека" уже открыла 60 новых партнерских точек и после снятия карантина интенсивность не снижается. Интересен и тот факт, что в сети довольно большой процент повторных открытий, когда партнер после запуска первой аптеки в своем городе приступает к открытию второй и последующих.
Лекарство от убытков
Однозначно, в аптечном бизнесе практически невозможно справиться без опытного руководства. Во-первых, в этой сфере обязательно получение фармацевтической лицензии. Во-вторых, франчайзи получает пошаговое сопровождение и огромный спектр преимуществ, включая работу под брендом известной компании, доступ к сетевым скидкам на закупку оборудования, лекарственных препаратов, возможность прямых закупок у дистрибьюторов и продажи товаров в своей аптеке по сниженным ценам в сравнении с несетевыми аптеками.
Одним из таких примеров является сеть "Советская аптека", которая уже во 2-й раз победила в категории "Бренд года" в рамках международной фармацевтической премии "Зеленый Крест". Сеть также заняла первое место в номинации "Аптечная франшиза" и лидирует в рейтинге мульти-региональных аптечных сетей в России.