Найти тему
Русская Галерея

«Доброму вору все впору»: меценат Алексей Бахрушин

Меценат не отказывался даже от совсем неказистых с виду подарков: «Там разберемся!» — говаривал он. Такая простая присказка помогла купцу Алексею Бахрушину собрать огромную коллекцию для Театрального музея Москвы.

К слову, музей начался с пари. Двоюродный брат Бахрушина хвалился купленными у антикваров реликвиями. На что наш герой сказал, что настоящие коллекционеры ищут артефакты сами, а не покупают «готовое». На этом и поспорили: кто соберет больше театральных экспонатов. Выиграл Алексей Бахрушин.

Пари изменило жизнь купца. Бахрушин и раньше был завсегдатаем Большого и Малого театра, пробовал себя в театральном кружке. Но погони за раритетами, бурные торги на блошиных рынках, практически детективные поиски редкостей подарили ему страстное увлечение длиной на всю жизнь.

Коллекция началась с 22 маленьких портретов неизвестных людей в театральных костюмах, купленных за 50 рублей у такого же неизвестного владельца. Каково же было удивление, когда режиссер Малого театра предположил, что на пыльных картинках — крепостные актеры шереметьевского театра в Кусково. Спустя много лет потомок графа, разглядывая бахрушинскую коллекцию, несказанно удивился:

«Откуда это у Вас? Я помню рисунки с детства, они были украдены из Кускова. Портретики сделаны в Париже, по ним шили костюмы для актеров труппы».

-2

А потом были программки спектаклей и балетные туфельки, автографы на фотографиях и юбилейные адреса, дамские бинокли и вееры. Высший свет не понимал Алексея Бахрушина, а маститые коллекционеры лишь посмеивались над его увлечением. Которое спустя много лет оказалось уникальным свидетелем истории русского театра.

Трудно было найти столь азартного коллекционера, как Алексей Бахрушин. Он разыскивал будущие экспонаты сам, не стеснялся просить о помощи жену и друзей. Как на работу ходил в антикварные и букинистические лавки. Даже придумал особую хитрость — «дежурную витрину». Приглашая в гости именитого театрального деятеля, тут же готовил экспозицию в его честь. Но выставлял лишь пустяковые артефакты, а ценные предметы предусмотрительно скрывал. Подводил гостя к «дежурной витрине» и сообщал, грустно вздыхая: «Это, к сожалению, все, что у меня есть о вас...» Прием работал безотказно: посетитель тут же спешил одарить коллекционера новыми экспонатами.

-3

Как вспоминал сын купца, Юрий Бахрушин, театральный музей вполне мог и не появится:

«Маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. "Что Вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут Вы еще с Вашим! Увольте, Христа ради!.." Отец был в отчаянии: огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным».

Но, к счастью, коллекцией заинтересовалась Академия наук — в 1913 году состоялась ее передача. Несмотря на революцию, Алексей Александрович до конца жизни был директором своего театрального музея. Сегодня же его собрание «доросло» до 1,5 млн единиц хранения. Бахрушинский музей по сей день продолжает дело своего основателя — здесь с радостью ждут то, что связано с театром.