Александр Новаш лесник Куренецкого лесничества. Дома он отец четверых детей, в выходные — звонарь в сельской церкви. Вырос в деревне, но переехал в город. Правда, поселился не на этажах. Под окнами посадил картошку, яблоневый сад и виноградник из 20 сортов. А еще завел двух коров.
Александр всегда хотел жить вдали от шумных соседей. Много лет назад взял на окраине Вилейки участок и построил двухэтажный дом. Живет в городе, но сельской жизнью. Хоть микрорайон Северный-2 — городской, кажется, в этой его части течет своя жизнь. Постройки здесь не деревенские, но и не столичные дворцы — рядами стоят ухоженные домики.
На улице Гисторичной, где и построились Новаши, — непривычная тишина. Машин здесь не слышно, хотя до новостроек рукой подать. Кругом парники и яблоневые сады.
— Мне знакомые говорили, мол, квартиру покупай! Нет, говорю, хочу, как в деревне жить! Квартира не мое. Надо, чтобы земля была. Вот чем плохо, когда вышел, а на грядке — огурец, шашлык в любое время? — рассуждает хозяин. — У меня все-таки четверо детей, шевелиться надо! На митинги ходить некогда, работы много! — улыбается лесник.
Александр вырос в деревне под Вилейкой. Говорит, детство прошло на земле. В его семье было 8 детей, «крутились», как могли и родители.
— Земля всегда была кормилицей. Это сейчас люди труда стали бояться: хотят хорошо жить и ничего не делать. Так не бывает! — делится простой философией Александр. — Если у человека нет желания жить лучше, то этого и не будет. Чтобы иметь больше, надо и делать больше!
Александр Новаш — тракторист-машинист. Жил по привычному сценарию: отучился в местном училище, отслужил в армии, потом женился. Собирался в милицию. Но, говорит, не сложилось. А теперь и не жалеет.
По выходным многодетный отец звонит в колокола в церкви в Куренце. В будни трудится в лесу. Вечерами хлопочет по хозяйству и возится с детьми. Трое сыновей еще школьники, дочь Даша студентка. Осваивает лесную отрасль. Жена Людмила — бывшая педагог. Несколько лет назад уволилась из школы и глобально занялась хозяйством и детьми.
— А как тут все успеешь: нужно на огород, хозяйство присмотреть, с детьми уроки переделать — решили, что пока буду тянуть большое хозяйство, — говорит Людмила.
Огород у Новашей — 15 соток земли. Здесь растет все: от картошки до лука и свеклы. Трудятся на земле всей семьей.
— Я детям говорю: хотите что-то иметь, вкусно кушать, надо потрудиться! Мы им с детства показываем, что такое труд: и картошку вместе копаем, и коров в поле водим по очереди, и на сене вместе, — рассказывает Александр.
Кстати, о коровах. Хоть крестьянская привычка держать скотину все глубже уходит в прошлое, у Новашей на этот счет иной взгляд: Ромашка и Малышка — главный источник дохода семьи. Излишки натурпродукта, говорит Людмила, местные разметают, как горячие пирожки. Правда, и поработать надо, особенно летом в сенокос.
— Травы полно, хозяйство в Вилейке мало кто держит. Только успевай косить и сушить! — с энтузиазмом замечает Александр. — В этом году погода не задалась, но мы справились.
Александр идет в поле за коровами, это без малого километра два от дома. Бывает и больше, говорит лесник. Но ради детей и благополучной жизни эти километры не заметны. В доме всегда свое молоко, масло, творог.
— Кто-то собачек выгуливает, а мы — коров. Другой раз идем, дети увидят и с восторгом кричат: «Гляньте, корова!», — смеется Александр.
В пути многодетный отец говорит о нелегких буднях, называя лес отдушиной, коров — кормилицами, детей — счастьем, и переходит на ценности.
— Почему-то превыше всего для людей сейчас стали деньги. Люди отгородились друг от друга высокими заборами. А раньше ведь все гораздо счастливее были, помогали друг другу, толокой картошку садили и убирали, дома строили. А сейчас человек если дом построил, его еще и осудят. Почему за него не порадоваться? — задается вопросом Александр.
Для Новашей самое главное — дружная семья и счастливые дети. Это ни за какие деньги не купишь.
— Самое главное не дать им лишнее. Баловать детей нельзя. Почему молодежь идет сейчас на площадь? Потому что привыкли на готовом жить, папа и мама все дают, проблем вроде как и нет. Делать ничего не нужно. Дети должны понимать, что родители не надзиратели — они друзья, старшие товарищи; их любят, но при этом нужно нести ответственность за свою жизнь и поступки. Философия проста: если хочется в этой жизни что-то получить, то придется постараться. Я своим так и говорю.
Юлия Лахвич
Фото автора