Уровень развития финансового рынка определяется фундаментальными характеристиками социально-экономического положения страны: диверсифицированностью экономики, уровнем благосостояния населения, развитостью государственных и правовых институтов, степенью интеграции внутреннего финансового рынка в глобальные рынки капитала и другими. Слабое развитие рынка капитала и отсутствие прочного базиса институциональных инвесторов в лице страховых компаний и пенсионных фондов ограничивают возможности по трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции, необходимые для устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан.
Доверие — долгосрочный социальный капитал, который формируется и нарабатывается годами. Его фундаментом является своевременное выявление, предупреждение и пресечение недобросовестного поведения и экономических проблем финансовых организаций, создающих угрозу средствам кредиторов. Важными составляющими доверия являются также сформировавшиеся на рынке типовые способы взаимодействия, называемые этической культурой, и институт деловой репутации. Доверие на финансовом рынке формируется, когда регулярный опыт взаимодействия доказывает, что его участники действуют профессионально, соблюдают закон и соответствуют высокому деловому стандарту, а также четко понимают, каким образом положительная деловая репутация повышает их рыночные возможности.
Вместе с тем важно иметь возможность реагировать на проблемы на ранней стадии, тем самым предотвращая ущерб для потребителей финансовых услуг и для стабильности финансового рынка. Расширение возможностей применения профессионального суждения, внедрение в надзорную практику стресс-тестирования позволят перейти к проактивному подходу к надзору без увеличения регуляторной нагрузки на добросовестных игроков.
Финансовый рынок как система отношений между поставщиками и покупателями финансовых услуг не может функционировать полноценно не только без экономического, но и без социального капитала, важнейшим компонентом которого является доверие. Развитая доверительная среда сокращает транзакционные издержки рынка на защиту от недобросовестного поведения и в перспективе снижает необходимость надзорных действий регулятора. Первостепенным условием формирования доверия на финансовом рынке является устойчивость финансовых организаций, защищенность средств кредиторов и вкладчиков, а ее фундаментом — доверие к национальной валюте, платежным системам и технологиям на рынке.
Важной составляющей доверительной среды также является информационная прозрачность, придающая участникам уверенность в справедливости процесса ценообразования. При этом важна не только точность, своевременность и релевантность информации, но и наличие у участников рынка соответствующей инфраструктуры и инструментов для ее обработки. Значимую роль играют и доступность информации для понимания, способность потребителя ее воспринять, сделать осознанный выбор финансового продукта, что во многом обусловлено состоянием финансовой грамотности. Доверие существенно влияет на активность населения в использовании услуг финансового рынка, помогая его росту и развитию.
Социальный сектор — политика и программы в сферах занятости и безработицы, поддержания благосостояния, здравоохранения, образования и обучения. Различные проблемы социального характера, возникающие в процессе развития экономики, достаточно подробно анализируются в научной литературе. Наиболее часто употребляемым понятием при этом является «социальная сфера», куда различные авторы включают отдельные виды деятельности, направленные на разрешение данных проблем, а также специализированные учреждения, занимающиеся производством социальных услуг, соответствующую инфраструктуру и т. д. В результате сложность и неоднородность социальной сферы и многообразие ее участников нередко создают серьезные трудности для определения ее границ.
При этом необходимо отметить, что понятие «сфера экономики» не является распространенным в экономико-теоретических исследованиях; вместо него чаще используется понятие «сектор», под которым понимается совокупность институциональных единиц со схожими целями, в деятельности которых можно выделить определенные закономерности. Однако такое понятие, как «социальный сектор», куда можно было бы включить производителей соответствующих благ, в настоящее время практически не используется.
Особое внимание следует обратить на концепцию мериторных благ (в российской научной литературе такие блага часто называют социально значимыми). Отличительной чертой социально значимых благ являются значительные внешние эффекты, однако из этого не следует обязательность их производства в государственном секторе. Тем не менее высокая социальная значимость предполагает определенную степень государственного регулирования и хотя бы частичное производство этих благ в государственном секторе (как вариант, в частном либо некоммерческом секторах при субсидировании со стороны государства); в результате потребителю нет необходимости нести собственные издержки на их приобретение.
Практическое применение рекомендаций представителей теории мериторных благ выражается в том, что государство фактически принуждает к потреблению определенного уровня благ, которые являются социально полезными с точки зрения общества (т. е. имеют значительные положительные внешние эффекты); примером может служить обязательное школьное образование в ряде стран, процедуры обязательных медосмотров и диспансеризации и т. д. В случае отказа государства от такого рода «принуждений» возможным станет возникновение значительных экстерналий, теперь уже отрицательных (рост заболеваемости, увеличение числа социальных патологий, особенно в молодежной среде, снижение образовательного и культурного уровня населения и пр.), что может негативно сказаться на общем социально-экономическом развитии. Иными словами, «истинные предпочтения» потребителей (то, что в долгосрочной перспективе должно представлять для них полезность) в отдельные моменты времени оказываются искажены, и государство идет на их корректировку.
Социальное предпринимательство — что это?
Социальное предпринимательство — использование стартапов и других средств предпринимательства для разработки, финансирования и реализации решений социальных, культурных или экологических проблем. В этом аспекте социальное предпринимательство сближается с третьим сектором. Концепция социального предпринимательства может быть применена к широкому спектру организаций, различных по размеру и имеющих разные цели.
Субъектом и проводником социального предпринимательства выступает социальный предприниматель. Если традиционные предприниматели, как правило, оценивают успешность своей деятельности, ориентируясь на прибыль, выручку (объём продаж) или стоимость акций, то для социального предпринимателя главным критерием успешности становится «социальная отдача». Прибыль может приниматься во внимание, но не как самоцель, а как средство достижения социальных или культурных целей. Среди прочих важных признаков социального бизнеса: инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость.
В современном виде социальное предпринимательство возникло в 1980-е годы и вступило в фазу бурного развития в 1990-е вследствие комплекса причин, главными из которых называются рост и активизация некоммерческих организаций, развитие транспорта и инфраструктуры, появление новейших средств связи. Представление о социальном предпринимательстве эволюционирует на протяжении нескольких десятилетий параллельно с развитием самой сферы деятельности. Нерешённой остаётся проблема выработки точного определения социально-предпринимательской деятельности.
Социальные предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: чисто некоммерческие, чисто коммерческие, разнообразные гибридные. Лидерами в области развития социального предпринимательства считаются Великобритания, США, Италия, Словения, страны Скандинавии, Республика Корея, Малайзия, Индия, Бангладеш, некоторые страны Африки. Правовой статус социальных предпринимателей в мире сильно разнится: от полного отсутствия признания до создания уникальных корпоративных форм, зачастую разработанных специально для нужд социальных предпринимателей, предусмотренных законодательствами некоторых западных стран.
Согласно некоторым исследованиям, общество содержит очень небольшое число представителей, обладающих личными качествами и мировоззрением, необходимыми социальному предпринимателю. В свою очередь социальные предприниматели сталкиваются с трудностями при взаимодействии с обществом и часто вынуждены выступать с компромиссными инициативами. Критики самой концепции социального предпринимательства указывают на её противоречивость и вообще ставят под сомнение возможность альтруистических форм капитализма.
Идея социального предпринимательства заметно отличается от основ предпринимательства традиционного, однако между этими типами деловой активности имеется ряд общих черт. Ещё в начале XIX века французский экономист-классик Жан Батист Сэй характеризовал предпринимателя как того, кто «перемещает экономические ресурсы из области меньшей продуктивности в область большей продуктивности и дохода». Подобно тому, как традиционный предприниматель (например, Генри Форд, Стивен Джобс) изменяет производительность традиционных экономических ресурсов, социальный предприниматель, как отмечал теоретик менеджмента Питер Друкер, изменяет производительность всего общества.
Социальное предпринимательство в современном обществе предполагает альтруистическую манеру ведения бизнеса, сосредоточенную на общественных выгодах. Исследователи отмечают, что социальное предпринимательство стимулирует социальные изменения, даже если его организационные формы являются небольшими и нежизнеспособными с точки зрения экономической целесообразности. Это влияние рассматривается социальным предпринимателем как выгодоприобретение, поскольку успех социального предприятия зависит от ряда факторов, связанных с социальным воздействием и не приоритетных для традиционных предприятий. Поэтому некоторые авторы полагают, что разница между «предпринимательством» и «социальным предпринимательством» заключается, прежде всего, в целеполагании: в отличие от классических предпринимателей, социальные предприниматели не стремятся к извлечению максимума прибыли, а нацелены на изменение несправедливых общественных условий, создание продуктов или услуг, способствующих социальным преобразованиям.
Социальные предприниматели, как правило, имеют дело непосредственно с острыми социальными проблемами, причём стремятся рассматривать их в широком контексте, на пересечении различных сфер знаний, теорий и дисциплин. По некоторым оценкам, такой подход даёт лучшее понимание корней общественных проблем, позволяет разрабатывать инновационные решения и мобилизовать имеющиеся в распоряжении ресурсы в глобальном масштабе[9]. Как частные, так и государственные агентства во всем мире оказывают поддержку нуждающимся сообществам и отдельным лицам в общей сложности на миллиарды долларов в год. Такая поддержка может способствовать формированию и широкому распространению инновационных идей.
Предприятия социального назначения
Предприятия социального назначения являются одним из ключевых факторов для создания новых бизнес-моделей, призванных решить социальные, экологические и экономические проблемы современного мира. Однако они нуждаются в разных типах и уровнях финансирования на разных этапах развития. Гибкая система финансирования, включающая гранты, гарантии, первоначально убыточный капитал и льготное финансирование, особенно важна на ранних этапах и может помочь облегчить управление и развитие инновационных моделей предприятий. “Терпеливый” капитал также является критически важным фактором, так как инвесторы, которые пойдут на больший риск, будут располагать инвестициями в течение более длительных периодов времени и потенциально получат более скромную финансовую прибыль.
Социальные предприятия на практике: CLÍNICAS DEL AZÚCAR
Clínicas — это социальное предприятие, работающее в секторе здравоохранения Мексики и предназначенное для удовлетворения особых потребностей пациентов с диабетом. Более 12 миллионов человек в Мексике страдают диабетом. Clínicas снизила расходы и обеспечила доступ к специализированной помощи даже для бедных демографических групп. Недорогие клиники снизили ежегодную стоимость лечения диабета для пациентов на 70%. В 2017 году, чтобы Clínicas могла расширить свою деятельность, компанией Roots of Impact в партнерстве со Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству (SDC), Межамериканским банком развития, Ashoka и New Ventures была создана программа стимулирования социального воздействия (SIINC). Данная модель позволила Clínicas, обеспокоенной коммерческой жизнеспособностью проекта в случае увеличения количества клиентов на правах льгот, создать специализированную клинику BoP. С момента внедрения первые результаты показали увеличение доли BoP в организации, что позволило Clínicas охватить большее количество людей, которые больше всего нуждаются в более дешевой помощи при диабете.
Социальные предприятия на практике: bKash
В Бангладеш компания bOsch была основана для расширения доступа к финансовым услугам бедного населения, живущего в сельских районах Бангладеш, где проживает более 70% населения. Менее 15% бангладешцев связаны с официальной банковской системой страны, но более 68% имеют мобильные телефоны. Предоставляя доступные банковские услуги, bKash позволяет бедным людям в сельских районах Бангладеш безопасно отправлять и получать деньги с помощью мобильных устройств.
Подробнее:
https://socialcapitalmarkets.net/articles/
http://www.oecd.org/corporate/capital-markets/
https://developmentfinance.un.org/developing-domestic-capital-markets
Автор: Бестужева Ника, IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews
#ixdcapital #капитал #социальный проект #общество #импакт #инвестиции #рынки капитала #финансы и бизнес #социальное обеспечение #рынок