На правительственном сайте https://regulation.gov.ru/projects#npa=107723 размещен проект новой редакции постановления Правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Основные изменения, которые планируется внести, касаются перехода на балльную систему оценки критериев уровня локализации в судостроении. Документ уже прошел все необходимые обсуждения, экспертизы и согласования и сейчас находится на этапе «завершения разработки проекта нормативно правового акта и формирования окончательного варианта текста проекта нормативно правового акта».
Изменения коснутся фактически всей номенклатуры судостроительной продукции . Согласно документу, в рамках балльной системы каждой категории судового комплектующего оборудования (СКО) присваивается определенное количество баллов, которое будут определяться пропорционально стоимости.
Цель перехода на данную систему — внедрение более гибкого и удобного подхода к формированию и выполнению требований к продукции в рамках постановления № 719, когда заказчики судов и верфи смогут сами выбрать, какими позициями СКО им наиболее удобно набрать нужное количество баллов, с учётом технологических особенностей данного судна. В дальнейшем запланирован переход к дифференцированному формату предоставления мер господдержки, когда будет произведена привязка нарастающего уровня субсидии в зависимости от фактически набранных баллов при строительстве судна.
Наибольшее количество баллов для основной части судов предусмотрено за выполнение работ по насыщению плоскостных, криволинейных и объемных секций и/или блоков - 270 баллов; за их окраску - 180 баллов и изготовление - 160 баллов, гибка металла - 140 баллов, резка металла - 100 баллов. В части судового оборудования, наиболее весомыми по количеству баллов являются: балластная система плавучего блока - 700 баллов, ГЭУ (главная энергетическая установка) - 450 баллов, крышки трюмов - 375 баллов, оборудование для пожаротушения - 350 баллов.
Все баллы, набранные оборудованием судна, суммируются. Их общее количество должно в 2023 г. оставлять от 1750 до 2500 в зависимости от типа судна и будет пошагово увеличиваться, дойдя до 2250-3750 к 2025 году. Судостроитель сам для себя может решить какое оборудование устанавливать, чтобы набрать требуемое количество баллов.
По общему количеству набранных баллов, а также по ряду других обязательных критериев, не привязанных к балльной системе (наличие прав на конструкторскую документацию, осуществление на территории РФ закладки судна, формирование корпуса, спуск на воду, проведение швартовых и ходовых испытаний, сдача судна) будет приниматься решение о признании отечественного происхождения судна.
На сайте, где размещен проект Постановления № 719, планируемый срок вступления документа в силу обозначен, как март 2021 года. Министр Промышленности и Торговли Д.В.Мантуров в своем интервью ТАСС ( https://tass.ru/ekonomika/9007517 ) подтвердил эту информацию, отметив, что с 1 квартала 2021 года балльная система будет использоваться для признания судна российским.
Использованы материалы: http://loc-tech.ru/2020/09/15/http-loc-tech-ru-2020-09-15-ballnaya-systema-v-sudostroenii/