И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. (Мк.4:26-29)
Сбор урожая или жатва - это особое время для человека. Это то самое время, когда становится виден результат трудов. Когда вы будете складывать помидоры в ящики, не спешите фотографировать урожай для публикации в социальных сетях, а лучше подумайте о духовном смысле жатвы в Священном Писании.
Символика плода и урожая начинается с самых первых страниц Библии. Человек, созданный Богом, помещается в райский сад, который насадил Сам Творец. Адам и Ева питаются плодами этого сада, кроме одного запретного древа. Человек - насельник рая, он должен возделывать и хранить то, что не сам насадил; питаться плодами совершенного сада, начало которому наложил Сам Бог. После же грехопадения человеку пришлось самому насаждать растения, и долго ждать от них плодов. Поселив человека в рай, Бог ожидал от него единственного плода - воздержания, но человек оказался бесплоден.
Законодательство Моисея воспитывало в Израильтянах особое отношение к жатве. Книга Левит содержит описание обряда, который называется «Возношение снопа» (Лев.23:9-14). Первый сноп жатвы по этому закону посвящался Богу через возношение его священником и совершение жертвоприношений. Только после проведения этого обряда разрешалось вкушать плоды нового урожая.
16 глава Второзакония (Втор.16:9-12) рассказывает нам о празднике седмиц, который отсчитывался через 7 недель от начала жатвы. Этот праздник в последствии стал называться Пятидесятницей, и стал праздником не только окончания жатвы, но и праздником в память о даровании Закона Моисею на горе Синай.
Связь жатвы и дарования Закона не случайно в Библии. Бог даёт человеку новый урожай, вместе с тем напоминая ему, что Господь ожидает духовных плодов и от самого человека.
И ещё один закон, касающийся жатвы повелевал оставлять часть урожая на поле для неимущих (Лев.23:22).
Если обряд возношения снопа учил Евреев посвящать урожай Господу и помнить, что только от Него можно ждать богатого урожая; то закон урожая для неимущих учил их милосердию и щедрости
Седьмой месяц Еврейского календаря был месяцем сбора урожая. Именно в этот месяц праздновался праздник труб. Именно этот праздник и подводил народ к наиболее важному смыслу жатвы - как символа конца человеческой истории и второго пришествия Христова. По объяснению святых отцов трубы Ветхого Завета символизируют проповедь Евангелия и трубы ангелов при Втором Пришествии. В этом нет противоречия, потому, что в человеческой истории есть только две жатвы - Первая при воплощении Бога Слова, вторая при Втором Его Пришествии.
Именно эти смыслы наиболее ярко раскрываются в проповеди Христа. Мы хорошо помним притчу о сеятеле, в которой Господь прямо говорит, что жатва это кончина мира, а жнецы это ангелы.
Ещё одна притча - о бесплодной смоковнице. В ней Господь долготерпит, ожидая плодов, удобряя и ухаживая за ней. Но, оказавшись в Иерусалиме, Христос иссушает реальную смоковницу, не найдя на ней плодов. Это чудо, которое Он совершил перед Своими страданиями, является продолжением той самой притчи о смоковнице, которая так и не дала плодов, несмотря на все удобрения и ухаживания. Эта смоковница - образ всякого человека или народа, от которого Господь ожидает духовных плодов покаяния.
Сбор урожая - это особое время для человека. Это всегда время радости, время благодарения. Складывая помидоры в ящики, не забудьте принести Богу и духовный плод, приводящий в жизнь вечную.