На улице поздняя осень, а значит дети пошли в школу отгуляв осенние каникулы. Кто-то с радостью, кто-то с безразличием, а кто-то с явным отсутствием желания учиться. Основная масса детей не всегда с радостью бегут в школу. Иногда выучены не все уроки, иногда напряженные ситуации со сверстниками, а зачастую и попросту лень. Так или иначе, но в школу идти надо. Чем же мы, родители, можем помочь в этой ситуации? Есть несколько советов от Екатерины Сусловой, которые реально помогают мне в таких ситуациях. И я очень хочу верить, что помогают они не только мне, но и моим детям.
Итак, памятка школьнику. Я считаю, что повторять эти фразы необходимо постоянно. Было бы неплохо, если бы в сознании школьника было понимание этих фраз. Особенно последней. Обратите на нее внимание.
1. Не гонись за хорошими оценками.
Никакой ценности в них нет. Ты задаешь себе планку сам, внутренне, а не строкой оценок в журнале.
Ведь не всё можно оценить, не все загнать в рамки правил и ограничений. Оценка -не всегда оценка показатель уровня знаний. Более того, не каждому ребенку нужны все предметы. Моя старшая дочь сын сейчас в 11 классе. Она планирует поступать на биолого-химическое направление. И нужны ли ей "отлично" по остальным предметам? Нет, не нужны. Есть ли смысл гнаться за этими оценками? Нет. Ребенок сам для себя определил, какие предметы и на каком уровне он должен знать. И самое главное. Учатся ради знаний, а не ради оценок. Это нужно запомнить.
А родителям надо понимать, что в настоящий момент школьная программа очень сложная, закончить ее на отлично могут единицы-вундеркинды. А если говорить об одаренных детях, то они часто не успешны в школе. Потому что им быстро становится скучно, а в результате плохие оценки.
2. Ты не обязана ни с кем дружить, достаточно быть приветливой.
Да, книжки о школьной дружбе — прекрасны. Но может так случиться, что «твоего» человека в этом коллективе просто нет. Не огорчайся, все впереди!
Действительно, неужели кто-то считает, что из класса в 25 человек обязательно должен быть лучший друг? Это просто знакомые, как сослуживцы на работе. Их не выбирают по интересам и ценностям в жизни. Если нет желания вступать с ними в узы крепкой дружбы, это вовсе не обязательно.
3. В школе уже нет «милых деток».
Ты попадаешь в коллектив, в котором собрались уже полноценные, хотя и все еще растущие личности. Коллектив этот пройдет почти полным составом 11 школьных лет. И сильные личности почувствуют это сразу. С первого дня начнется выстраивание отношений. Постарайся вписаться в коллектив достойно. Не давай себя в обиду.
Уметь постоять за себя, аргументированно высказать свое мнение, грамотно уйти от конфликта, найти компромисс - всему этому мы учимся на протяжении всей жизни.
4. Не вступай в отношения травли.
Если в коллективе сложилась такая ситуация — не будь в составе стада, которое топчет ногами того, кто слабее. И расскажи об этой ситуации мне. Я найду правильного взрослого в школе, чтобы ее искоренить.
Я вообще против стадного эффекта. В любых ситуациях. У каждого человека своя голова на плечах, в которой есть свое мнение, свои мысли, свои доводы. Идти на поводу у толпы, значит не услышать свое мнение или пренебречь им. Считаю это в корне неправильным. Что же касается "топчет ногами того, кто слабее"... Даже комментировать не буду. С детства все знают, нельзя обижать маленьких, слабых и т. д.
5. Никто не может смеяться над тобой и унижать. Особенно учитель.
Не каждый ребенок (и взрослый тоже) сможет достойно и спокойно выдержать, когда высмеивают его ошибки. Даже если ребенок не подал вида, далеко не факт, что в душе он также спокоен. В результате, внутреннее неудовлетворение замкнутость и прочее... Это нам надо? Нет!
6. Учитель — не беспрекословный авторитет.
При всем уважении к миссии учителя, я на своем веку повидала настолько неприятных по-человечески, жестоких, обиженных на жизнь, слабых, глупых — разных — учителей, что никогда и ни за что не сказала бы своему ребенку «учитель всегда прав». Это не так. Бывает, что учитель ошибается. Но, возможно, он прекрасный человек, способный быть Учителем с большой буквы, и именно он первым придет тебе на помощь в затруднительной ситуации. Присмотримся по ходу учебы, не переживай.
Учителя тоже люди. У них свои семьи, своя жизнь. В которой могут быть проблемы, вызывающие даже самого правильного учителя на не совсем верные эмоции. Это нужно учитывать. Не следует смотреть в рот всем учителям и слепо им верить. Только время покажет, кто из учителей заслужит право быть авторитетом ребенку, а кто нет.
7. Ты маленькая, но это не значит, что с тобой можно делать все, что угодно.
Если ты не хочешь есть во время школьного завтрака — ты имеешь на это право. Если ты хочешь в туалет — ты можешь выйти, предупредив учителя. Требуй к себе уважения, но и других уважай.
Абсолютно точно и верно.
8. Тебе не могут угрожать.
«Сломаю твой телефон». «Заберу и не отдам». «Убери волосы, а то я их тебе отстригу». Вот это все пусть говорят не тебе, а мне. А уж я найду, что ответить, поверь мне. А ты сиди, слушай и мотай на ус.
Тон угроз, как и шантажа, недопустим при взаимном уважении, субординации и вежливости.
9. Тебя не могут не пустить на занятия.
Даже если ты забыла сменку. Даже если юбка у тебя не того оттенка и фасона, который бы хотел видеть учитель. Твое право учиться закреплено в Конституции. Можешь с высоты твоего метра с кепкой увесисто демонстрировать способность защищать свои права. Но специально бунтовать, конечно, не стоит. А если уж так случилось, и сменка забыта, то смело защищай свое право учиться в помытой уличной обуви. Потому что чужой труд надо уважать — пол должен оставаться чистым.
Бывают ситуации, когда дети приходят без сменки, бывают, когда без спортивной формы, иногда забывают дневники и т. д. Как и любой нормальный ребенок! Это не является трагедией.
10. В любой ситуации знай — у тебя есть защита. Эта защита — я.
Ты можешь позвонить мне в любой момент и рассказать мне все, что угодно. И я помогу тебе решить любую затруднительную ситуацию. Как Бэтмэн или Карлсон. Я рядом!
Да, я тоже всегда стеной за своих детей. Это не значит, что я буду защищать их любую прихоть или глупость. Я не буду с пеной у рта доказывать правоту своего ребенка, если он не прав. Но я прилагаю максимум усилий, чтобы мои дети чувствовали во мне опору и защиту.
Желаю всем удачи в освоении школьной программы, грамотных и рассудительных учителей и хорошего настроения! А учителям терпения, вдохновения и не конфликтных ребят! Пусть учебный процесс будет очным!