Найти тему
POSTBENUA

Выживут только невиновные? ("И никого не стало..." Театр Олега Табакова)

Ксения Позднякова

Театр Олега Табакова провел серию премьерных показов детектива Агаты Кристи «И никого не стало...». Владимир Машков задействовал лучшие силы коллектива, облачил артистов в костюмы Валентина Юдашкина и поместил в декорации, придуманные на заказ знаменитым скульптором Александром Рукавишниковым.

Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова
Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова

Смешно слышать, когда говорят, мол, как можно начинать сезон с Агаты Кристи, когда финал ее «Десяти негритят» известен заранее. А как можно браться за Островского, Чехова, Мольера и самого Шекспира? Неужели, финал вам не знаком? Конечно, всякое бывает... Но не думаю. Проблема скорее в интеллектуальном снобизме. Любить детективы не слишком почетно для мыслящего человека. Причем любые. Это как сказать, что в театре главный— зритель. Многие сморщат нос. И зря. Ну, а что касается Кристи, будь она простой сочинительницей детективов, вряд ли знаменитые режиссеры продолжали бы искать разгадки ее головоломок, а актеры оправдывать ее героев. Каждая история, рассказанная Кристи — это сеанс психоанализа. Ее персонажи – люди занятные, каждый со своей правдой, своим бременем. Больше всего писательницу волновал мотив. Именно он– главное блюдо в любом тексте. Детектив— лишь форма подачи,чтобы как можно больше людей решились попробовать. И людям не приедается. Реалии меняются, а Кристи все так же актуальна. Казалось бы, что нам до жизни аристократов со всеми их слугами, личными врачами, фамильными особняками и прочим. Но если присмотреться,то все эти типажи живут рядом с нами.

Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова
Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова

Каждый из них может внезапно оказаться рядом. Вот дама, готовая осудить всех и каждого за неблаговидный поступок, вот молодой лихач, подрезающий вас на повороте, вот личный помощник, мечтающий о лучшей доле.Более того, какие-то моменты со временем лишь заострились. Роман «10 негритят» написан в 1939-м году, а пьеса «И никого не стало» — четыре года спустя. Кристи сама изменила финал, на более обнадёживающий, зрительский, как бы сказали сейчас. Видимо, за это время Кристи стала куда более милосердна и терпима к своим персонажам. Помимо финала поменялось и название, неполиткорректных негритят сменили индейцы. И опять же приятно с кислой миной возразить: "Конечно, значит, индейцев убивать можно". Но нет, по-Агате убивать нельзя никого, никто не имеет право устраивать судилище.

Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова
Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова

Каждый несет свою ответственность, свой груз вины, отвечает не перед условным судьей, а перед чем-то более глобальным и вечным. Изменения, вносимые Кристи лишь подчеркивают, сегодня не нравятся афроамериканцы, завтра — индейцы, а потом один сумасшедший ради каких-то целей устроит свой собственный суд (вспомните, что творилось в Европе с 1939-го по 1943-й, и станет очевидно, о каких индейцах мы говорим). Кого он выберет? И тут пьеса тоньше романа: мотив вины, права судить, выносить приговор, вершить судьбы заострен и заточен. Кристи был интересен человек, покрутить его со всех сторон, а там уж, кто каким окажется, покопаться в мотивах, в травмах, в страхах... Это очень по-актерски, предъявить живого персонажа. Какой простор для игры. Именно он, по моему мнению, и привлек Владимира Машкова, настаивающего, что «Табакерка» — актерский театр. А тут каждому есть, что делать и что играть. Как Кристи искала для каждого героя мотив, так и Владимир Львович наделяет каждого исполнителя особенным характером, специфической пластикой (одна походка Алены Лаптевой в роли Эмили Брент чего стоит; ее семенящие шажки прекрасно выдают скупую на чувства натуру), манерой говорить (нервная грызня Яны Сексте и Игоря Петрова, мистера и миссис Роджерс, отлично характеризует «верных» слуг). Мимолётный растерянный взгляд Виталия Егорова, доктора Армстронга, на винный шкаф выдает пагубную привычку, а голос Бориса Плотникова, судьи Уоргрейва, заставляет против воли верить каждому его слову. Но главное, больше всего хочется, чтобы все они оказались невиновны и бессмертны. Как поверить, что нежнейшая Анна Чиповская, Вера Клейторн, способна на жестокость.

Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова
Фото: Пресс-служба Театра Олега Табакова

Или как жаль, что Владислав Миллер, Энтони Марстон, так быстро сходит со сцены. И если в каждом персонаже Кристи есть маленькая частица ее самой, то в каждом артисте на сцене Табакерки есть немножко Владимира Львовича. При этом повторюсь, каждый совершенно индивидуален. Именно такие индивидуальности и нужны, чтобы расшевелить зрительный зал, заставить его «смотреть, слушать, чувствовать», думать и задумываться. Как бы поступили вы в схожих обстоятельствах? А если честно, а если гарантированно никто не узнает? То-то и оно. Может ли человек остаться человеком в любой, даже самой жуткой ситуации? Как не зачерстветь, не превратиться в одного из тех манекенов, которые в связи с пандемией занимают тридцать процентов зала. Вопросов масса. Ответ у каждого будет свой.

И даже притом что на остров героев доставляет чуть ли не сам Харон, а дюжина индейцев отплясывает кроваво-красный танец смерти (нет, не верю, что они нужны постановщику просто для того, чтобы перейти от одной сцены к другой), спектакль оставляет надежду, что в кого бы и во что вы ни верили, каждому достанется по заслугам. Причем суд обязательно будет честным. Тут уж каждому придется задуматься о том, что он может сказать в свое оправдание. И пусть выживут невиновные.