Корея
Из-за того, что эта династия питала особую симпатию к неоконфуцианству, монахи сон были вынуждены смириться с рядом жестких ограничений: сокращением количества монастырей и школ, запретом на посещение некоторых городов.
После раскола Кореи в КНДР (Северная Корея) буддизм был подавлен, а в южной Республике Корее он стал конкурировать с христианством. Некоторые исследователи высказывают мнение, что только южно-корейскому дзен удалось не растерять свои высокие организационные и духовные позиции за последнее сто лет.
Япония
Первой школой, исповедующей дзен в Японии, стала школа Хоссё, основанная в середине VII века адептом дзен-буддизма Досё. Закреплению практики медитации в Стране восходящего солнца способствовали наставник винаи и практик чань под именем Дао-сюань, его преемник Гьёхь, который затем передал полномочия своему ученику Сэйкё.
Позже Японию по приглашению императрицы посетил китайский учитель чань И-Кьюн, но ему не удалось популяризовать учение дзен. Не добившись намеченного, И-кьюн вернулся на родину, а после его отъезда в Японии начался так называемый период застоя дзен. Впрочем, в то время в стране наблюдалось угасание интереса к буддизму в целом.
Значительный вклад в развитие дзен внес буддийский монах Эйсай, прозванный «учителем государства, освещающим его тысячами лучей». Дважды побывав в Китае, Эйсай убедился в том, что именно чаньское учение поможет возродить его страну. Получив «печать просветления» от своего учителя, он вернулся в Японию и сформировал школу Риндзай. Кроме того, Эйсай стал основателем культуры японского чаепития.
В те годы учению дзен удалось закрепиться в Японии во многом благодаря содействию этому властей. Многие члены правящего рода Хёдзе были убежденными дзен-буддистами и способствовали приезду в Японию чаньских учителей, в том числе и очень именитых. В этот период риндзай-дзен переживал свой расцвет.
Говоря об истории развития дзен в Японии, нельзя не упомянуть о его влиянии на различные виды японского искусства в период Муромати. Но позднее искусство живописи постепенно отделилось от традиции дзен, а монастыри вошли в период духовного застоя. Немалое влияние на этот факт оказали социальные и политические проблемы страны.
В это время «нравственной деградации» дисциплина в монастырях дзен была крайне слабой, а среди монахов получило распространение такое явление, как гомосексуализм. Этот же период совпал с появлением в стране первых христианских проповедников.