Итак, хорошее (очень) все же случилось, и пьеса "Хутор, престиж и котик" стала победителем 25-го Международного конкурса современной драматургии "Время драмы". Я бесконечно благодарна жюри и организатору конкурса - Театральной библиотеке Сергея Ефимова.
А теперь о пьесе поподробней. Так уж вышло, что необходимость самоизоляции изгнала меня из обожаемой городской квартиры в загородный дом. Начались долгие месяцы наблюдения за "маленькой провинцией", людьми, природой, садами. На фоне весьма неприятных мировых событий захотелось написать комедию, но не из тех, где самое смешное - трусы на голове персонажа, а из позволяющих автору сказать то, что он хочет.
По сюжету в маленький семейный хутор возвращается первокурсница Лиля, отучившаяся год в Москве. Там она не просто училась, она еще и влюбилась - и притащила с собой на каникулы бойфренда и его сестру. А этим двоим, городским до мозга костей, провинциальные красоты не слишком интересны. Они хотят снять арт-кино о загнивающей провинции, которой на хуторе нет. Чтобы не лишиться возлюбленного и подруги, главная героиня умоляет семью подыграть ей и изобразить застой и упадок всего, что только может упасть.
Кто-то идет ей навстречу. Родители Лили - люди простые и искренне добрые. Из тех, кто возит маринованные огурцы на "Поле чудес" :) Для них единственная дочка на первом месте, и если нужно изобразить цирк с конями ради нее, они готовы. Кто-то соглашается не сразу. Крестный Лили Артем - бывший военный-контрактник, которому не улыбается изображать клоуна. Но крестницу он любит и до определенного предела готов подыграть. А кто-то откровенно против - и, что важно, это представители принципиально разных поколений. Против Лили выступает ее бабушка, которая многого добилась в жизни и не собирается ничего стыдиться, и ее кузен, который достаточно богат, чтобы жить где угодно, но предпочитает уют деревни. Ими Лиля решает пренебречь - а зря.
ОЛЬГА. А о чем фильм?
ЛИЛИ. О жизни в загнивающей провинции! Поэтому они едут сюда.
ЕГОР. А почему сюда?..
ДИМА. Скажи мне, что ты шутишь!
ЛИЛИ. Я сказала, что мы – самая загнивающая провинция из всех возможных!
АРТЕМ. Трепло малое.
ФЕОДОСИЯ. Зачем?
ЛИЛИ. Чтобы не расставаться с Эдгаром! Чтобы помочь ему! Они как раз искали недоразвитую провинцию, а мне хотелось поучаствовать… И я сказала, что здесь они найдут все, что нужно! Но у вас слишком красиво!
В пьесе акцент делается на многие штампы о "загнивающей провинции": алкоголизм, грязь и разруху, продажную власть, беспорядочные половые связи и просто безысходность. Но оказывается, что настоящая провинция несколько отличается от арт-хаусной картинки, а провинциалы ничем не хуже горожан.
МОНИК. Нам нужно насилие! (Егору и Артему). Вот вы и вы! Подеритесь!
ЕГОР. Зачем?
МОНИК. Вы же пьяные! В деревне все пьянчуги дерутся! Другая причина не нужна.
АРТЕМ. Щас же!
ОЛЬГА. Ой, мальчики, давайте уже быстрее поубивайте друг друга, там обед стынет!
Я уже не раз говорила, что жанр комедии вовсе не означает, что в тексте нет некой сверхидеи, которую хочется донести зрителю. И "Хутор", порой доходящий до фарса, - это все-таки больше, чем просто яркая картинка.
Идея пьесы в том, что счастье - внутри. У каждого свое. Оно не в карьере, не в столичной прописке, не в возможности переехать в Монте-Карло. Если на душе тревожно, весь внешний престиж осыпается, как шелуха, радости - кто подумал бы! - нет ни в дорогих машинах, ни в навороченных смартфонах. А когда внутри гармония, тебе уже не важно, что там думают другие. Ты - здесь и сейчас, на своем месте.
ЭДГАР. Что здесь может нравиться?
АРТЕМ. Нервы полечил. В городе звуков куда больше, чем мне нужно… Тебе-то это по кайфу, знаю я таких, но это потому, что для тебя все звуки – мирные. А меня злило.
ЭДГАР. Что именно?
АРТЕМ. Путаница. Бывало, хлопнет у кого глушитель, а мне кажется – стреляют! Или пацаньё петарду на Новый год запустит, а я о снарядах думаю. Не дело это, нельзя жить в напряжении! Зато сюда приехал – и хорошо. Здесь правильная тишина царит.
Артем прикрывает глаза. Эдгар тоже прислушивается, но с явным сомнением.
ЭДГАР. Тишина как тишина. Глушь провинциальная! Что здесь правильного?
АРТЕМ. Тут порой становится так тихо, что можно услышать Бога.
ЭДГАР. Какого еще бога?
АРТЕМ. Того, которого ты носишь в себе – это уже от тебя зависит.
ЭДГАР. (С неумелой язвительностью). Ха! Да нет у меня внутри никакого бога, вот даже ничего похожего!
АРТЕМ. И в этом, пацан, твоя беда.
Удовольствие от жизни подразумевает ответственность. Не хочется никого винить за свои неудачи и думать о том, что у тебя не получилось, хочется просто жить и нести ответственность за свою жизнь. Чем больше осознанности, тем меньше пустоты. Чем меньше пустоты, тем меньше места в душе для агрессии и ненависти (нужно ж им где-то селиться))). И вот когда ты на своем месте, мир становится таким, каким должен был быть с самого начала :)
Скачать пьесу можно на моем сайте или в Театральной библиотеке Сергея Ефимова.