Найти тему

Его картины стоят больше 100 миллионов долларов.

Оглавление
Джексон Поллок
Джексон Поллок

В середине сороковых годов молодой американский художник, чей творческий путь начался в мастерской в сарае, произвел революцию в мире искусства. Холст принято было располагать вертикально, художник поместил его на полу. Вместо того чтобы наносить краску кистью, он разбрызгивал ее по холсту с помощью палочек или выливал непосредственно из банки. Он не сосредотачивался только на рабочей руке и рисовал, перемещая все свое тело, что очень походило на танец, при этом линия велась непрерывно, в такт движениям. Получались абстракции, которые выглядели как случайный набор линий из капель разбрызганной краски, но многие из них были красивыми и привлекали к себе внимание. Художника звали Джексон Поллок.

Цена на его абстракции на сегодняшний день превышает 100 миллионов долларов США.

Его техника была признана одним из величайших творческих достижений двадцатого века. В 1949 году на страницах журнала Life вопрос о признании творческого гения Поллока ставился так: «Является ли он лучшим художником из ныне живущих в Соединенных Штатах?». Чем же художник так зацепил зрителей?

Казалось бы, его стиль представлял собой случайный набор линий, никакой упорядоченности. Через 52 года после того, как Поллок создал первую картину в своем оригинальном стиле, физик по имени Ричард Тейлор нашел, как ему казалось, ответ на этот вопрос. В 1999 году Тейлор опубликовал в Nature анализ картин Поллока. Анализ выявил, что картины содержали скрытые фрактальные орнаменты. В природе фракталы встречаются повсеместно: их можно найти в теле человека, в горах и лесах, в большинстве природных пейзажей. Сначала они кажутся неупорядоченными, но в их основе лежат повторяющиеся шаблонные элементы. Например, фракталы обладают таким свойством, как самоподобие. Разные части фрактала содержат одинаковые элементы, придавая более мелким частям сходство со всем рисунком. Об этом скрытом природном свойстве ничего не было известно до компьютерной революции семидесятых годов. Теперь, когда для голливудских фильмов художникам нужно создавать на компьютере реалистичные ландшафты — леса, горы, облака и т. д., они могут использовать фракталы. Компьютерный фрактальный анализ с тех пор использовался, чтобы отличать оригиналы картин Поллока от подделок, и давал точность 93%.

-3

Создавая мир с помощью фракталов 

В 1981 году отдел по компьютерной графике голливудской студии Industrial Light and Magic (позднее — Pixar ) использовал фракталы при создании первой полностью рисованной кинематографической сцены. В фильме «Звездный путь 2: Гнев Хана» за минуту «оживает» безжизненная планета. Сначала дается план космоса, затем он укрупняется, и мы видим реалистичный природный ландшафт, горы и берега. Такое можно было нарисовать только с помощью фрактальных элементов.

Тейлору удалось доказать, что работы Поллока не были простой абстракцией. Они представляли собой наборы фрактальных орнаментов, причем создавались за тридцать лет до того, как появилось знание о самих фракталах. Поллок не стремился отобразить фракталы; он говорил, что черпает вдохновение в бессознательном. Тейлор полагает, что, поскольку мы окружены подобными образами в естественной среде, мы можем бессознательно узнавать их, более того, они начинают нам нравиться. В качестве эксперимента ученый попросил 120 человек взглянуть на серию рисунков, выполненных в  манере Поллока, некоторые из изображений содержали фракталы, а некоторые — нет: 113 человек предпочли изображения с фракталами и не могли объяснить, почему.

Другие исследования показали, что фракталы в естественной среде помогают людям расслабиться — в природном окружении мы, подобно нашим предкам, чувствуем себя «дома». Видимо, существует определенный диапазон «фрактальности», который для естественной среды можно назвать оптимальным. Другими словами, образ должен быть не только «естественным», но  и  обладать определенным уровнем «фрактальности». Доказательство состоит в том, что художник и зрители могут создавать и оценивать шаблоны, не отдавая себе в этом отчета. Художники выражают свое собственное бессознательное, и их работа взаимодействует с бессознательным зрителей. Чтобы понять, как это работает, нам нужен компьютер, обладающий бессознательным!

Все о дизайне и эстетике будущего.

Если вас интересует эстетика, дизайн, исследования человеческого восприятия визуальных элементов, то в книге Даррена Бриджера вы найдете много интересного для себя.

Вы узнаете, как создать дизайн, который будет воздействовать на разум целевой аудитории. Все данные в книге подтверждены десятками научных исследований в области нейромаркетинга более чем в 20 странах Европы и России, Ближнего Востока и Азии.

Купить книгу ОЗОН

Купить книгу Лабиринт

Купить книгу Wildberries