Найти тему
Юрий Королв

Вслед за «Арматой»

Ситуация с подводными силами России начинает если не вызывать опасения, то заставляет очень крепко задуматься. С одной стороны, вроде бы как наш подводный флот, который не чета надводному, является гарантом безопасности страны, с другой…

Ситуация с подводными силами России начинает если не вызывать опасения, то заставляет очень крепко задуматься. С одной стороны, вроде бы как наш подводный флот, который не чета надводному, является гарантом безопасности страны, с другой…

С другой стороны, проблемы с подводным флотом начались не вчера, и отмахиваться от них – это преступление.

На протяжении долгого срока наши профильные СМИ кормили нас информацией о том, что «вот-вот, послезавтра, максимум на следующей неделе» начнутся поставки флоту очередных «не имеющих аналогов в мире» вооружений. Естественно, с красочными описаниями техники завтрашнего дня и намеком на то, как несладко придется врагу в случае чего. А потом, после того как проходило время, начинались «суровые российские будни», начинались рассказы о том, что вся эта «техника завтрашнего дня» у нас обязательно будет завтра, а пока нам технику
дня сегодняшнего девать некуда. И те, кто вчера бодро вещал о том, что поступит в армию завтра, сегодня начинал вещать о том, что вместо «Арматы» вполне послужит и Т-72, вместо «Коалиции» — «Акация», а вместо Су-57 вполне хорош и Су-35. Су-35 и правда ничем не хуже Су-57
в первой итерации, факт. Другой вопрос, стоило ли столько кричать про «истребитель пятого поколения»… Примерно так же все обстоит и на флоте. С проблемами в плане постройки современных надводных кораблей мы уже знакомы, видимо, пришло время оценить, как у нас обстоит дело с подводным флотом.

Как раз не так давно глава ОСК (Объединенной судостроительной корпорации) Алексей Рахманов выступил с заявлением, что решение строить для Тихоокеанского флота не лодки проекта 667 «Лада», а «Варшавянки» проекта 636 было абсолютно правильным.

«Варшавянки», понимаете, более проверенные временем, а «Лады», хоть более современны, но с ними ОСК постоянно срывала бы сроки поставок.

Перевожу на нормальный язык: лодки проекта 677 «Лада» в ОСК строить пока не умеют. И пока не представляют, как это сделать в сроки, которые, кстати, никто не назначал.

Интересно, правда? Сроков никто не назначает, но руководитель ОСК заранее уверен, что корпорация в них не уложится.

Хороший настрой. Оптимистичный такой.

И то, что Рахманов признает, что «Лады» на голову выше «Варшавянок», хорошего настроения не добавляет. Равно как и уверенности в завтрашнем дне. Потому что «Ладу», которая лучше «Варшавянки», несмотря на общего предка, проект 877 «Палтус», строить не могут.

Одну, вообще-то, построили. Начали в 1997 году, в строй сдали в 2010-м. Поражающая оперативность, так скажем. Но В-585 «Санкт-Петербург» полноценной боевой подводной лодкой не стала.

Не стала, потому что построить и довести ее до ума так и не смогли. Слишком велик объем недоделок: недоработанный двигатель, не способный развить больше 50% проектной мощности, абсолютно неработоспособный гидроакустический комплекс «Лира» (стоимость почти полтора миллиарда рублей, если что), фактически нерабочая боевая информационно-управляющая система «Литий».

На фоне всего перечисленного проблемы с торпедами «ТЭ-2» — это мелочевка.

Понятно, что не могло быть и речи о постановке «Санкт-Петербурга» на боевое дежурство. Это действительно не боевая лодка. Потому до сегодняшнего момента В-585 прозябает в ранге «опытовой лодки». На ней, возможно, что-то испытывают, пробуют и так далее. Но вопрос: а для этого ее строили?

И две других лодки этого многострадального проекта все еще мурыжат на заводе. В-586 «Кронштадт» заложили в 2005 году, флоту должны передать в 2021. В-587 «Великие Луки» заложили годом позже, в 2006 году. Соответственно, передать обещают в 2022-м.

Строить дизельную подводную лодку более 15 лет – это, конечно, уровень «великой морской державы», как считают некоторые наши «эксперты». Между тем немцы свои лодки проекта 212 строят 5 лет. Но это так… Разве немцы нам годятся в подметки?

Так что решение строить для Тихоокеанского флота «Варшавянки» — вполне осмысленное и умное решение. ТОФ – это флот региона, в котором у нас проблемы. В первую очередь – территориальные, со страной, которая, в отличие от Украины, имеющей претензии, но не имеющей флота, обладает просто великолепным ударным флотом.

Решение, конечно, принято не от хорошей жизни, а с точностью до наоборот. Снова Т-72 вместо «Арматы». Увы.

Особенно учитывая тот неоспоримый факт, что «Варшавянки» — это все-таки модернизация «Палтуса», проекта 877. А проект этот рождался в 70-х годах прошлого века. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можно сколько угодно модернизировать проект полувековой давности, он, конечно, станет лучше, но…
«Палтусы» для своего времени были просто прекрасными лодками. «Варшавянки», которые получилось сделать попроще и потише, – тоже. Вполне достойные лодки, тут нечего сказать. И прозвище «Черная дыра», данное потенциальными противниками, – оно неспроста. Действительно, «Варшавянки» были весьма тихими лодками. Я даже читал такую глупость, что «Варшавянок» планировалось использовать в гипотетических дуэлях против американских АПЛ класса «Лос-Анжелес». Именно как менее шумных. Мнение, конечно, льстивое. Не понимаю, как «Варшавянка», у которой скорость под водой не превышала 20 узлов, могла поймать «Лос-Анжелес», скорость которой была на 10 узлов выше. Конечно, дизельные лодки, которые по стоимости в десять раз дешевле, способные противостоять атомоходам, – это вроде бы да. Но несерьезно от первой до последней буквы.

ПЛ "Лос-Анджелес"
ПЛ "Лос-Анджелес"

Но до таких противостояний, слава богу, дело не дошло, а потом у американцев появились еще более быстрые и тихие «Сивулфы» и «Вирджинии», которые выигрывали и в скрытности, и в гидроакустическом оборудовании. Впрочем, в плане гидроакустики американцы всегда были сильнее, это обидно, но факт. Да и вообще, стоит отметить, что наши потенциальные противники не сидели сложа руки, и у них начали появляться ДЭПЛ с воздухонезависимыми силовыми установками. Эти новые лодки по скрытности могли равняться с атомными субмаринами, плюс увеличенная автономность, – и «Варшавянка» «внезапно» перестала быть лучшей дизельной подлодкой мира.
Конечно, покупать ее покупали. Великие морские державы вроде Алжира. Но стоит признать, что лодки нового поколения разработок Германии, Норвегии, Швеции и даже Испании обогнали наши ДЭПЛ по многим показателям. В итоге получается, что новая дизельная подводная лодка нам нужна. Да еще и с современной силовой установкой. Но построить ее невозможно по многим причинам, поэтому…

Поэтому давайте посмотрим на Балтику. На расклад сил.

Германия: 6 ПЛ проекта 212. Новые. Швеция: 5 ПЛ. Не такие новые, как немецкие, но все же. Нидерланды: 4 ПЛ. Шведского уровня.
Польша: 4 ПЛ. Новые.
Норвегия: 6 ПЛ. Уровень Швеции.

Итого: 25 подводных лодок у стран, принадлежащих к лагерю потенциальных противников.

А что у нас? А у нас все роскошно: ОДНА подводная лодка. Б-806 «Дмитров». И это не «Варшавянка», это все еще «Палтус», в строю с 1986 года.
Оригинал статьи в "Военном обозрении"