Найти тему
Мавлетов. рф

Социальное насилие в романе «Преступление и наказание».

Социальное насилие – это экономическое и правовое порабощение человека. Наиболее полно социальное насилие в истории человечества проявилось в неравноправии мужчин и женщин.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашёл своё отражение в религиозных и философских трудах древнего мира. Уже тогда учёные и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, её угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

Положение женщин в царской России на протяжении всего её существования оставалось достаточно тяжёлым: выйдя замуж, девушка фактически становилась собственностью мужчины, была вынуждена беспрекословно ему подчиняться. Женщина практически не имела возможности расторгнуть брак.

Всё семейное воспитание было подчинено одной цели: подготовить к выполнению главного предназначения женщины – быть матерью и женой. В глазах родителей дочь от рождения была отрезанным ломтем, ведь её удел – замужество.

Зависимому положению женщины во многом способствовало признание единственной формы брака – церковного. Жена могла получить паспорт только с разрешения мужа. Нарушение супружеской верности могло повлечь тюремное заключение.

В романе «Преступление и наказание» Пульхерия Александровна согласна с тем, что её дочь выходит замуж по расчёту, а не по любви. И дело не в том, что мать не любила дочь, а в укоренившемся убеждении, что такова участь каждой женщины.

В браке главным было материальное положение мужа. Вот как рассуждает мать Раскольникова: «Ты знаешь характер сестры твоей, Родя. Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем.... Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, – в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа, который в свою очередь стал бы заботиться о ее счастии...»

Лужин убеждён, что «две нищие и беззащитные женщины» полностью в его власти. Лужин мнит себя благодетелем, человеком, совершающим подвиг, возвышая Дуню до самого себя: «Он все-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг».

Истоки социального насилия кроются – в психологии человека, в его натуре. Лужин отказывает Дуне в праве иметь человеческое достоинство. Он настолько уверен в своей исключительности, что винит её брата в том, что девушка отвергла его. Лужиных не изменить – они всегда будут считать себя безупречными людьми.

Резюмирующая часть статьи на одноименном сайте.