Найти тему
mr. Ueff

Электронное зажигание. Ещё одна схема собранная лишь однажды.

Фото с Яндекс Картинок.
Фото с Яндекс Картинок.

Вообще автомобильной электроникой я как то не интересовался. В основном тому были две причины, первая - отсутствие автомобиля и второе - отсутствие автомобильной электроники как класса. Что-то там энтузиасты паяли для себя, но в основном, это были автомобильные приёмники, реже магнитофоны. Всё изменилось когда у меня появился первый автомобиль. Это был ЗАЗ-968А. Да, да, тот самый анекдотичный "Запорожец". Но тогда такое владение не вызывало ироничных улыбок, ибо шёл 1980-й год и личный автомобиль, любой, в то время вызывал только здоровую зависть. Это было сказочное время, когда подержанный авто, стоил дороже нового, современной молодёжи этого не понять. К тому же мне только, только стукнуло 25 лет, а иметь машину в таком возрасте в те времена считалось незаурядным достижением.

Фото с Яндекс Картинок. Даже цвет такой же какой был у меня. Называется "банановый".
Фото с Яндекс Картинок. Даже цвет такой же какой был у меня. Называется "банановый".

В целом машиной я был доволен, смущал только непомерный расход топлива зимой, ибо печка у этого уникального агрегата была бензиновой, а морозы в Якутии- лютыми. Собственно эти самые морозы и сподвигли меня и ещё одного моего коллегу по работе, обладателя такого же пепелаца, заняться электронным зажиганием. Дело в том, что морозы, как я сказал были лютыми, а аккумулятор у "запорика" был слабеньким. Поэтому попытка завести его при -30 градусах и ниже, выливалась в мучение. Если стартер худо-бедно ещё крутился, то на искру энергии уже не хватало, рабочая смесь элементарно не воспламенялась. Свечи заливались и тогда только два выхода, либо "галстук", либо ждать тепла. В общем задача стояла, обеспечить мощную искру при низком бортовом напряжении. Поначалу решили не мудрить, взяли первую попавшуюся схему из какого то журнала. Примерно такую как на рисунке ниже.

Изображение с Яндекс Картинок.
Изображение с Яндекс Картинок.

Привлекала простота схемы и наличие тумблера служащего своеобразным байпасом, всегда можно было отключить электронику и использовать штатную систему зажигания. Работали у себя в лаборатории, быстренько собрали макет, подключили бобину и свечу зажигания, подали питание и, о чудо! Схема работала, да как работала. Искра была такой мощной, что казалось могла убить слона. Правда эйфория была недолгой, нужно было ещё посмотреть, как эта схема поведёт себя на морозе. Как по заказу за бортом было -43 по Цельсию и мы, выбросив плату за форточку, стали ждать. Ждать пришлось не долго. Уже через несколько минут искра стала слабеть и, в конце-концов сошла на нет. Это был провал. Стали выяснять, какой именно элемент даёт такой эффект. Транзисторам удлинили выводы и по очереди выкидывали на улицу. Выяснилось, что "плывут" все транзисторы в схеме, но сильнее всех именно КТ809. Пытались менять на аналоги, подбирать экземпляры с меньшей зависимостью от температуры - бесполезно. Устройство упорно не желало работать на якутском морозе. Стало ясно, что схема с таким количеством полупроводников не жизнеспособна, нужно было искать более простое решение. И оно нашлось. Схема получилась подобной на рисунке ниже. Видимо мы, с автором этой схемы мыслили одинаково.

Изображение с Яндекс Картинок.
Изображение с Яндекс Картинок.

Тут даже не в схемотехнике дело, германиевый транзистор "плывёт" ещё сильнее, чем кремниевый. Кстати мы использовали ГТ703 и он чудесно работал. Суть этой конструкции в лёгком подключении её к автомобилю. Необходимо было только припаять подходящий разъём в систему зажигания. Принцип был следующий. Схема выполнялась в виде приставки с разъёмом на корпусе. Корпус внутри обклеивался поролоном, дабы дольше сохранять тепло. Смысл был в том, чтобы в мороз принести тёплую приставочку в кармане, подключить её к двигателю, завести мотор, дать ему прогреться, а потом всё вернуть в исходное состояние. Всё заработало просто замечательно! Русской смекалки нет предела. Следующей моей автоподелкой стал приёмник, поскольку "запорик" этим девайсом не обладал даже в топовой комплектации (три раза ха). Но это уже другая история.

Авто
5,66 млн интересуются