Итак, Вы стали счастливым обладателем мотоцикла - такая долгожданная и радостная покупка! Вы полны счастья и садитесь в седло своего первого мотоцикла. Современная мотоиндустрия создает очень качественную технику, овладеть и успешно управлять которой сможет даже новичок или хрупкая девушка - будь то кросс-эндуро или тяжелый круизер от Харлей Дэвидсон, который даже имея внушительную мощность, всегда остается очень послушным и дружелюбным (например, Харлей Дэвидсон Фат Бой, на котором я проездил почти 2 сезона, но об этом расскажу позже).
И все же, мотоцикл остается средством повышенной опасности и главное в этом - вовремя остановиться. Тема довольно обширная, но обойдемся краткими принципами безопасного и эффективного торможения при различных дорожных условиях. Ведь крутить газ умеют все, не правда ли?
Моя задача проста: не допустить падения с мотоцикла, научить Вас избегать соприкосновения тела с асфальтом, сохранить Вашу жизнь и здоровье.
Для начала разберемся, какие факторы влияют на эффективное торможение мотоцикла:
1. Качество установленной резины.
2. Размер пятна контакта.
3. Уровень загруженности колеса.
Простой пример:
Как видим из фотографии, резина на колесе не изношена, а пятно контакта с асфальтом очень большое, однако при экстренном торможении эффективности от такого колеса не ожидайте, так как центр тяжести смещается на переднее колесо, которое как правило имеет стандартные размеры, а тяжелый зад может вывести вас из равновесия.
А теперь основные правила торможения:
1. Всегда правильно распределяйте тормозное усилие.
70 % усилия на ручку тормоза прикладывайте на переднее колесо и лишь 30 % на заднее. Этот объясняется простым распределением центра тяжести вашего мотоцикла при торможении (клевок).
В случае обледенелой трассы будьте особенно внимательны - соблюдайте дистанцию, а затем тормозите двигателем с переключением на понижающую передачу и только потом, при полной уверенности в совершаемом маневре, подключайте тормоза, либо просто сбрасывайте газ.
2. Всегда заостряйте внимание и помните о следующих правилах:
- закрывайте газ перед любым торможением;
- не допускайте блокировки колеса при нажатии на ручку тормоза, усилие должно быть дозированным;
- всегда держите пальцы на тормозе;
- при резком торможении постарайтесь не давить на руль, а наоборот - вытяните руки, это позволит разгрузить переднее колесо и загрузить заднее, повысив эффективность торможения.
3. Ни в коем случае не тормозите в поворотах.
Вывод:
Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, всегда адекватно оценивайте дорожную ситуацию, смотрите на две машины вперед потока, двигайтесь ближе к центру дороги за задним левым колесом впереди идущего автомобиля.