Минуя село Купчегень, Чуйский тракт выходит в долину реки Катунь, где начинается урочище Кур-Кечу.
Кур-Кечу (Кор-Кечу, Корт-Кечу, Кыр-кечу, Кюр – Кечу, Кюркечу, Кер-кечу, Кар-Кечу.) Оно тянется от долины реки Большой Ильгумень, вплоть до первого Яломанского бома Кур-Кечу. Здесь отмечен одноименный урочищу археологический комплекс, где учеными отмечено около 200 погребальных и поминальных сооружений со стелами и изваяниями. Наибольший диаметр кургана комплекса достигает 40 метров.
Что означает название?
Кюр – мост, кечу – переправа, Кюр-Кечу – мостовая переправа. По О.Т. Молчановой, Кур-Кечу (Кор-Кечу) переправа через мост. По В. В. Радлову – «мостовой брод». По В. В. Сапожникову – «мостовой старый перевоз» Здесь у бома Кур-Кечу действительно действовала переправа через Катунь. Частично сохранилось отверстие в скале, которое датируется 1757 годом. В то время, по преданиям, китайский генерал Сю в результате карательной экспедиции разграбил эту территорию. Он, желал подняться выше по реке Чуе и выйти в Монголию. Сю, чтобы не тратить время на взятие Яломанской крепости (что располагалась в ближайших окрестностях от нынешнего урочища Кур-Кечу), решил возвести висячий мост.
В урочище Кур-Кечу в 2017 году торжественно установлен уникальный памятник стремени. Мы его уже осматривали, но были здесь проездом, поэтому на внимательность не было времени, а зря.
Памятник стремени, как считают устроители, является символом мужественности и надежности. По мнению жителей, села Купчегень он «увековечивает» стремя. Именно в окрестности села, в курганах были обнаружены необычной формы стремена, изготовленные из железных пластин. Издревле эта часть конной упряжи считается опорой-основой для воина-кочевника.
Мастера народных промыслов села Купчегень говорят, что стремя не относится к скифскому времени, а существует со времен гуннов. С тех пор было много разновидностей стремени. Различались они по форме и оформлению. Например, есть похожее на тажуур, которое накрывалось серебряным колпаком и украшалось ленточками. Автор памятника - мастер художественной ковки по металлу Купчегенского центра народных промыслов, уроженец села Курота Онгудайского района - Евгений Идеев. Конструкция возвышается на 3 метра и весит 400 кг. Евгений Идеев говорит, что на всю работу ушло около года. Образ стремени взят с древних раскопок кургана, который находится рядом. В нем были найдены древние стремена. В самом же селе есть немалая коллекция стремян, которую собирает житель Купчегеня, мастер центра – Аржан Кухоев.
Памятник посвящен народным героям, богатырям, которые в трудную годину, смутные времена вставали на защиту своей Родины и народа, бесстрашно сражались за их свободу, а также одному из самых почитаемых животных во всем тюркском мире - богатырским коням. На памятном знаке высечены строки из стихотворения алтайского поэта Алексея Тадинова:
"...От полуденных диких степей, где уснули курганы,
От заоблачных гор, где парят, словно вечность, орлы,
До полуночных синих снегов к берегам океана,
Мы вышли сквозь века до заветного края земли...
Так вот, мы при первом осмотре не увидели самого главного – величественного кургана – керексура. Этот огромный курган мы заметили сегодня издалека – из гранитного грота, что находится на приличном расстоянии от самого кургана. Поэтому вновь поехали на осмотр курган, и находящийся в непосредственной близости от него памятник стремени.
Курган представлял собой чудесное творение человеческих рук. Это огромный – царский курган - керексур, по всей видимости, послескифского времени. Но это не утверждаю. В центре сложного грунтово-каменного сооружения, диаметром 40 метров, был курган большого размера, диаметр которого достигает 20 метров. Ограничивался он четкой бровкой, отделяющей каменную насыпь от субстрата террасы. На приличном расстоянии от этой кромки каменной насыпи была выложена окружность, состоящая из небольших каменных окружностей – колец, состоящих из вкопанных каменных стел. Их насчитывают около 50.
Вся эта композиция в целом и ее отдельные элементы я уже на просторах Алтая встречала. Она напомнила мне и керексуры Юстыда, и «Башадарский полумесяц», и сооружения в долине Аргута и Джазатора. Грандиозная конструкция в урочище Кур-Кечу поразило наше воображение. Мы пытались представить себе объемы работы, которая велась здесь в те времена, примерно 1, 5 тысячи. а то и более, лет назад.
Вероятно, целая армия воинов трудилась над сооружением этого погребально-поминального комплекса. Но не только титанический труд воинов меня поразила, но и способности того или тех, кто проектировал это сооружение, выверял пропорции и контролировал их соблюдение.
Здесь – на высокой Катунской террасе с ныне бедной степной растительностью, в атмосфере полынного запаха так хочется закрыть глаза и на мгновение погрузиться в ту эпоху и представить себе возможную картину прошлого…
- Люди, сотни людей. Повозки, кони. Повсюду грохот от ссыпания с повозок груды камней. Костры. Запах пота и готовящегося в котлах мяса. И так, день за днем…
Сегодня этот курган раскопан. Об этом говорит довольно большая яма в центре каменной наброски. Вероятнее еще до раскопок, курган был разграблен.
Мы долго ходили вдоль кольцевого полумесяца. Стояли на кромке центральной ямы сооружения. Отсюда из центра кургана хорошо видна уходящая в неизвестность долина Катуни, сжимаемая гранитными бомами. А вокруг – ровная, словно стекло поверхность террасы, окруженная горами. При визуальном осмотре, видно, что местность, где находится курган, со всех сторон замкнута горами.
Уже дома найти информацию отдельно об этом керексуре мне не удалось. В литературе мне встретилось нижеследующее описание, но я не уверена, что оно об этом кургане.
«… Курган в урочище Кур-Кечу ограблен. Сильно потревоженной оказалась центральная насыпь. Хорошо сохранился ров с десятью лучами – перемычками и оформленный с восточной стороны вход – выход. Вокруг кургана зафиксировано 35 заметных поминальников…»
Общая информация говорит нам о следующем.
Археологический комплекс Кур-Кечу находится в 6 километрах к юго-востоку от села Купчегень на левом берегу Катуни по обе стороны Чуйского тракта. Археологические объекты расположены на большом участке протяженностью 3.5 километра вдоль берега Катуни от устья реки Большой Ильгумень до бома Кур-Кечу.
Комплекс включает несколько сотен задернованных каменных курганов диаметром от 2 до 40 метров, ряды балбалов, стелы, изваяния, прямоугольные оградки и круглые поминальные сооружения, расположенных отдельными группами.
К сожалению, многие объекты пострадали при распашке поля и при строительстве Чуйского тракта. Надо сказать, что ни сами алтайцы, ни монголы, ни китайцы, ни казахи на протяжении многих веков, как бы ни менялись их политические или иные взгляды, не трогали эти памятники, считая их священными. И лишь советский строитель в атеистическом порыве всеотрицания мог использовать уникальные древние памятники просто в качестве камня для строительства дороги.
В результате исследований выяснено, что в комплекс входят разновременные памятники, датируемые раннескифским временем (VIII - начало VI века до н.э.), пазырыкской эпохой (эпоха раннего железного века, VI-III веков до н.э.) и средневековьем, возраст некоторых памятников предположительно относится к эпохе бронзы (XVIII-XVI века до н.э.) гунно-сарматского времени (II-V века н.э.).
В южной половине долины, метрах в 200 от Чуйского тракта находится каменная стела древнего поминального комплекса с выбитыми контурами лица. Стела древняя, а рисунок лица сделан уже в наше время.
Керексур Кур-Кечу – древнее святилище - огромный сакральный комплекс, который видно даже из космоса.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора
Дорогие читатели, путешествуйте с нами и нашими путеводителями.
Заказывайте, вышлю почтой.
Фотопутеводитель "Чемал и его окрестности"
Фотопутеводитель "Чудеса Алтайских гор"