Роберт Фладд в своем труде по розенкрейцерской анатомии «Описание микрокосма» соотносит три области Эмпирея (обитель божества) с черепом микрокосма (человека). Он подобно Олигьери Данте помещает райские сферы в голове или высшем отделе низшего Адама. Фладд называет высшую плоскость или отдел головного мозга Областью Действия Божества или Несотворенным Светом. Средний отдел он определяет как Светящуюся Сферу или Сотворенный Свет, а нижний отдел обозначается как Духовная Сфера или Эмпирей. Источником этой классификации великого де Флуктиба послужила халдейско-каббалистическая концепция Эйн-Софа, где согласно классической каббале Аризаля (1534—1572), первопричина всего мира и всего, что его наполняет, Божественная Сущность, принципиально и абсолютно недоступная для человеческого познания. Выражение «Эйн-Соф» возникло, около 1200 г. среди учеников Исаака Слепого и использовалось для того, чтобы отличить непроявленное Божество от его проявлений или сефирот.
В "Зогаре" Абсолютное божество наделяют некоторыми гипотетическими качествами, первым из которых является Беспредельность, вторым — Беспредельная жизнь и третьим — Беспредельный Свет. Фладд делает эти духовные аспекты наглядными, представляя их обитающими в определенных полостях мозга. Он определяет местонахождение этих ячеек, обращаясь к разделению черепа на отделы, принятому у древних анатомов. Например Пифагор в своих астрономических учениях утверждал, что бог обитает не в планетарных телах, а, точнее, в межпланетных «промежутках» (Ямвлих). В соответствии с этой астрономической концепцией средневековые ученики Галена и Авиценны не приписывали никакие органы «духам» (жизненно важным центрам) мозга, а отводили им полости (желудочки), в которых их сущности смешивались. С этой точки зрения душа уподоблялась пару, газу или даже влаге, закупоренным на протяжении жизни в уединенных полостях тела (т.е. желудочках, артериях и т.д.).
Научно признается т наличие четырех желудочков в мозге взрослого человека — двух боковых, третьего и четвертого. Один из боковых желудочков располагается в правой верхней части, второй — в левой верхней части по отношению к центральной части головного мозга. Они имеют слегка крыловидную форму.
Третий желудочек помещается в центре и ниже них, «примерно посредине между лбом и затылком». Четвертый желудочек находится в области мозжечка позади и ниже третьего желудочка. Но в оккультизме их семь:«В головном мозге имеется семь полостей, — пишет Е.П.Блаватская, — которые на протяжении жизни остаются пустыми в обычном смысле этого слова. На самом деле они наполнены Акашей, причем каждая из них имеет свой цвет, соответствующий состоянию сознания. ...В оккультизме эти полости называются семью гармониями, шкалой божественных гармоний, и именно в них должны отражаться образы, если им суждено сохраниться в памяти мозга». То есть если к этим четырем основным добавить так называемые пятый и шестой желудочки (последний представляет собой крошечную трубочку в спинном мозге) и считать их все символически заключенными в большой полости черепа, то обнаружатся семь желудочков. Просвещенная мистик Средневековья, . Хильдегард Бингенская так пишет о тайне семи пустот: «Между вершиной сосуда мозга и оконечностью лба можно различить семь одинаковых пространств. Здесь назначено быть семи планетам, высшей планете в самой верхней части, Луне спереди, Солнцу в середине, а остальные планеты распределены по другим местам».
Но основной интерес представляли только три желудочка, первый и второй рассматривать как один , а так же третий и четвертый, которые в ранних трудах Альберта Великого были изображены в виде трех кругов одинакового размера, заполняющих весь череп.
Как свидетельствуют некоторые ранние анатомические рисунки Леонардо да Винчи, он придерживается того же самого общего представления, что и арабы, его рисунки, выполненные на основе более полных знаний, хотя в отношении точности и не выдерживают сравнения с иллюстрациями из современных учебников, имеют важное значение, обнаруживая переход от старого к новому в понимании внутренней структуры головного мозга. . Да Винчи к тому же сделал чрезвычайно важное заявление, что желудочки мозга и желудочки мужской половой клетки (семенные пузырьки) равноудалены от желудочков сердца». Следовательно, Леонардо вместе с первыми анатомами начального периода признавал наличие в теле трех больших систем желудочков — желудочков мозга, желудочков сердца и желудочков репродуктивной системы и в какой то мере предвосхитил работу Везалия, монументальному произведению которого — «О строении человеческого тела» — суждено было завершить средневековый период развития теоретической анатомии
***