Нельзя сказать, что в Советском Союзе совсем не были знакомы с западной музыкой. Конечно, многие рок-группы были знакомы только по полулегальным пластинкам, но все-таки во второй половине 80-х начали приезжать западные звезды сцены. В 1989-м, например, на Лужниках прошел двухдневный фестиваль мира, где играли такие гранды как Scorpions, Bon Jovi, Оззи Осборн и многие другие. Но даже на их фоне визит Майкла Джексона в российскую столицу в сентябре 1993 годы выглядел практически как прилет инопланетян.
Сам концерт, все что происходило до и после, до сих пор окутано массой легенд, слухов и историй, которые сопровождали артиста практически всю его жизнь. Начать с того, что Джексон на тот момент, конечно был знаком российскому зрителю и слушатели – подростки пытались копировать его танцевальный стиль, девочки мечтали выйти замуж и все вместе были уверены, что им никогда не попасть на его живое выступление. Однако, летом 93-го года поползли слухи, что Майкл, будучи в тот момент абсолютной мировой звездой, прилетит в Москву.
По основной версии, приглашение было отправлено из администрации мэра Москвы, а организацией гастролей занимался режиссер Самвел Гаспаров, который за год до этого попал на шоу Джексона в Европе и был под глубоким впечатлением. В прессе писали, что артист не приедет, что приедет его двойник и многое другое, но Майкл Джексон все же прилетел.
В Москве у него была крайне насыщенная программа – от персональной экскурсии по кремлевским палатам до поездки в магазин военторга, где легендарный певец смог утолить свою страсть к военной форме разных стран и приобрести экземпляр на память.
Сам же концерт едва не обернулся настоящей катастрофой. Стадион Лужники находился на реконструкции, и шоу было решено организовать на стадионе Динамо. Но он был открытым и не только зрители, но и артисты на сцене находились под открытым небом, а небо в этот день, 15 сентября, не радовало. Моросящий дождик после обеда усилился, а к вечеру превратился в ледяной ливень. Сцену буквально заливало. Зрители же собирались за много часов до начала и промокли до нитки под этим дождем. Более того, крайне странной была ситуация с билетами – ситуация до сих пор по этому поводу весьма разнородна. Кто-то писал, что билеты необъяснимым образом не продавали, кто-то, что их раздали на контрамарки, но многие обладатели их в такую непогоду не пришли. Говорят, что и сам Майкл по дороге на концерт разбрасывал билеты горстями, благо в фанатах недостатка не было – они сопровождали своего кумира везде, где бы они ни был. Результат был один – стадион был не только мокрый, но и полупустой – Джексон, который не так давно выступал для полумиллионной аудитории в Лондоне отказался вступать перед пустыми стульями.
Гаспаров убедил администрацию стадиона открыть двери и пустить «безбилетников», которые стояли у ворот чуть ли не с утра – для них это было словно исполнение мечты и настоящей сказки. Что касается сцены, то по одной из легенд, полицейские, обеспечивающие безопасность концерта, взломали двери на киоске неподалеку и реквизировали оттуда все полотенца – на видео видно, как люди с полотенцами пытаются собирать воду со сцены, хотя танцоры и главная звезда шоу катается по сцене как по льду.
По поводу того, почему Майкл согласился в таких условиях проводить концерт есть тоже немало историй, включая и мелодраматичную просьбу слепой девочки, которая хотела получить автограф кумира. Возможно, что Джексон все же просто был профессионал, для которого концерт – это его работа, которую надо выполнять в любых условиях. А может быть, он действительно искренне любил и ценил своих фанатов, даже в «пережившей ужасы тоталитаризма» России.
Как бы то ни было, Москва увидела легендарное шоу в рамках мирового тура, а Джексон, опять же, как говорят, отказался от гонорара. Между делом, он в эти дни написал балладу «Stranger in Moscow». А потом вернулся еще раз, опять в сентябре, но уже 1996 года.
Но тогда, когда у людей была разрушена страна, а другая даже не начала формироваться, за пару недель до расстрела парламента, когда было опасение, что гражданская война близка как никогда, а сверхинфляция и крушение экономики не дают никакой надежды на будущее, Майкл Джексон, подлинный король поп-музыки подарил россиянам короткую, но яркую сказку. И ощущение, что возможно все, а надежда на лучшее будущее есть.