Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Летать, ведь это не ходить. Летать ведь это трудно. Катастрофа Ю.А. Гагарина

Оглавление

Полковник Чечель

Как пример приведу следующую информацию - в Интернете промелькнуло сообщение об  истинных причинах гибели Юрия Гагарина. Сначала их официально озвучил по центральному Российскому телевидению Алексей Архипович Леонов, что через зону полётов спарки МИГ-15 прошёл на сверхзвуке истребитель-перехватчик СУ-15тм, который просто перевернул истребитель Гагарина. Леонов сказал, что он знает, кто тогда прошёл через зону самолёта Гагарина на сверзвуке, но не хочет говорить фамилию лётчика, т.к. он очень пожилой и слаб здоровьем. Если озвучат его фамилию, он умрёт.

   Но ребята, я обращаюсь к лётчикам-истребителям, ведь в задней кабине сидел профессионал, для которого перевёрнутый истребитель вернуть в нормальный полёт было как два пальца «описать», на это достаточно, в среднем,  6-10 секунд. 2-3 секунды на опознание ситуации, 1-2секунды на принятие решения и остальное время на  его реализацию. Но этого не произошло, почему??? Ведь истребитель не был в режиме сваливания, он шёл на нормальной скорости, и даже если его перевернула спутная струя СУ-15, пилоты должны были его вернуть в горизонтальный полёт или в режим планового снижения.

     Для примера -  я до сих пор помню свои курсантские полёты на Л-29  на вывод из сложного положения. Сначала летаешь с инструктором, потом сдаёшь зачёт командиру звена. Сам сидишь в зашторенной полностью кабине, а контролирующий вовсю старается «запудрить тебе мозги» - крутит «беспорядочный» комплекс фигур, потом бросает самолёт в каком-то непонятном (для него – смеюсь) подвешенном положении и «истошным воплем орёт» - «Выводи, бляха-муха». После чего, испуганный страшным голосом, курсантик, лихорадочно хватает ручку управления и, руководствуясь представлениями, где у него зад, а где жопа, пытается вывести «истребитель» в нормальный полёт. И представьте себе, у большинства это получалось с первого раза. Во всяком случае, у меня с этим проблем не возникало. Почему же в том полёте с Юрием Гагариным опытнейший лётчик-испытатель полковник Серёгин не смог помочь контролируемому им лётчику?

В ЗАДНЕЙ КАБИНЕ "СПАРКИ" НЕ БЫЛО РУС

     А ответ оказывается прост, но он не укладывается в рамки ума «нормального» человека. Спарка «УТИ МИГ-15 была просто без ручки управления в задней кабине. Что Вы такое говорите, как это может быть возможно??? Этого не «может быть, потому что такого не может быть никогда !!!» Эх, ребята, вы наши «доблестные ВВС» не знаете. У нас может быть ВСЁ !!!

    В эту смену Юрий Алексеевич Гагарин должен был летать только самостоятельно. Все контрольные полёты он слетал накануне и получил законный допуск к тренировочным полётам с записью в лётную книжку. Но тут начальников, которые над Гагариным «пруд пруди»  и все они «отчитываются» за него перед ЦК КПСС (Центральны Комитетом нашей Коммунистической партии) обуял «мандраж». Но, если называть вещи своими именами, страх не за Гагарина, а за свой «зад». И чтобы подложить «лишнюю прокладку» под этот «зад», в день полётов была дана «указивка» слетать ещё один контрольный полёт на «спарке».  А как его слетать, когда все «спарки» уже спланированы на данную лётную смену «под заглушку». Чтобы выполнить указание начальства надо кого-то из лётчиков выкидывать из плановой таблицы. И тогда нашли «соломоново решение».

    Тут же из ТЭЧи быстро выкатили «спарку», в задней кабине которой не было ручки управления, т.к. этот самолёт использовался только для полётов на показные катапультирования. То есть в задней кабине всегда сидел парашютист, которому ручка и даром не нужна, т.к. минут через 15-20 после взлёта он «выходил на свежий воздух» и дальше приземлялся на парашюте, если оный раскрывался, конечно. Вот такой самолёт быстренько подготовили Гагарину и Серёгину и они полетели. На первый взгляд, ничего страшного, ведь Юрий Гагарин был готов к полётам и сразу должен был лететь самостоятельно. Фактически он так и полетел. Но очевидцы утверждают, что полковник Серёгин был злой и с большой неохотой лез в кабину выполнять перестраховочный приказ. Видно у него в душе было какое-то предчувствие… Кстати, сам я на месте Серёгина сделал бы тоже самое. Приказал бы найти ещё одну «спарку», в данном эпизоде она просто случайно оказалась без ручки управления, и точно также как Серёгин, я бы в эту «спарку» уселся. Я же знаю, что лётчик готов летать сам.

    А дальше произошло вот что. Погода была совсем не такой, как по прогнозу давал синоптик. У Гагарина допуск был только в ПМУ (в простых метеоусловиях, а они попали в облака. И Гагарин потерял пространственную ориентировку. Для тренированного, влётанного лётчика, каким был Серёгин, будь у него ручка управления в кабине, он бы вывел МИГ-15 без проблем, но её-то не было. А у Юрия Алексеевича Гагарина хотя и был допуск к полётам в облаках, но натренированность его к приборным полётам была слабой, учитывая те колоссальные перерывы в лётной работе, которые «учинило ему заботливые»  дяди из партии и правительства. Вот и получилось, что Гагарину для вывода не хватило высоты, а у Серёгина только голосом не получилось ему помочь.

    Теперь вы понимаете, почему расследование катастрофы с самого начала было покрыто тайной и истинные её причины скрываются до сих пор. Ведь это перед всем мировым сообществом надо признать, что в наших «доблестных» Военно-Воздушных Силах творится огромный «бардак», если даже первому космонавту планеты подсовывают самолёт без ручки управления в задней кабине. Именно поэтому все обломки и остатки самолёта замурованы в специальный бункер и его не разрешено вскрывать в ближайшие 100 лет. А плановую таблицу, в которой дорисован контрольный полёт Гагарину, ищут до сих пор…

     Дальше у меня шла ссылка из 10 глав, неопровержимо доказывающая, что Гагарин с Серёгиным полетели на самолёте МИГ-15ути №18, в задней кабине которого не было ручки управления, но поскольку эти детали интересны только специалистам, я их удалил. Оставил только окончание статьи.

ЧАСТНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

     Хотел я ограничится этими «умными» рассуждениями на эту тему, потом понял, что вопрос слишком серьёзен, чтобы пускать его на «самотёк», поэтому приведу первоисточник, а выводы, пусть читатели делают сами:

 Мой лётчик, Сергей Аляксин, прислал вот такую ссылку:

     Василий Васильевич, пересылаю письмо своего однокашника по БВВАУЛ, Михаила Кукушкина.(в статье он как Шерлок Хомс.)  Надеюсь что эта статья Вам будет интересна.

    "...не было в моей жизни ни одного расследования летного происшествия, когда бы абсолютно достоверный факт и лежащая на поверхности очевидность, ставшие причиной рокового исхода полета, не оспаривались бы, не подвергались бы массированным атакам со стороны тех, чьи ведомственные "уши" предательски торчали из обломков... Однажды я спросил одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного в своей области специалиста (главного инженера ВВС генерал-полковника  М.Н.Мишука.), участвовавшего в расследовании причин катастрофы Ю.Гагарина:
   - Сознайтесь, Михаил Никитич, ведь комиссия с самого начала, не сговариваясь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину?
   Он чуть улыбнулся и произнес: " Естественно".

                ( Из мемуаров командующего Дальней авиацией генерал-полковника В.В.Решетникова)


      Елене Юрьевне Гагариной посвящается               

Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было.

Вместо предисловия

   Никогда не думал, что через 46 лет мне снова придётся возвращаться к трагедии, произошедшей 27 марта 1968 года, которой был потрясён весь цивилизованный мир и ввергнута в шок вся наша страна..

    Я почти не сомневался, что на сегодняшний день об этой трагедии всё давно уже известно до последних деталей. Но потом мне как-то попалась   на глаза одна статья в интернете. Читаю, и никак не могу понять, что за чертовщина такая – «загадка века…», «…неразгаданная тайна…», «…никто никогда не узнает…», «…даже семья ничего не знает…»..

     Первой моей реакцией на прочитанное было полное недоумение - я просто этому не поверил. Ну, а чтобы убедиться в том, что информация не соответствует истинному положению вещей, решил позвонить Елене Юрьевне, и... как оказалось, действительно, в деле расследования трагедии до сих пор так и не поставлена точка. Как и прежде нет ничего определённого, только муссируются всякого рода догадки и абсурдные фантазии. То есть, всё обстоит так же, как и  46 лет назад.

     Удивлению моему не было предела. И когда первое оцепенение прошло, я твёрдо пообещал Елене Юрьевне, что сниму эту искусственно созданную «завесу тайны». Для этого в ближайшее время я напишу персонально для неё специальную статью, в которой доходчиво и простыми словами расскажу об истинных причинах трагедии, и тем самым будет положен конец всем пустым измышлениям на эту тему. Поработать над статьёй пришлось не один месяц, и вот, наконец, последняя точка поставлена, теперь остаётся только узнать мнение всех заинтересованных читателей.
     В статье использованы исключительно (!) только достоверные факты, нет ничего надуманного, придуманного или кажущегося - только скупые и упрямые факты. Итак...

ТОЛЬКО ФАКТЫ

     27-го марта 1968-го года погиб Юрий Алексеевич Гагарин, выполняющий полёт с ОПЫТНЕЙШИМ инструктором, командиром полка полковником Серёгиным. В это просто невозможно было поверить. Дело в том, что полёт и сопутствующая этому ситуация была настолько простой,  что проще просто не бывает. Задание в зоне было самое простое (которое они почему-то (?!) даже и не стали выполнять. К этому моменту мы ещё вернёмся), самолёт простейший и надёжнейший. Лётчики про этот самолёт говорили так, ты ему только не мешай на посадке, он сам сядет. Кстати говоря, справедливости ради надо заметить, что "ЗАДАНИЯ В ЗОНЕ", как такового, никакого и не было. Полёт в зону выполнялся чисто ЭКСПРОМТОМ и в зоне они должны были выполнять простейшие фигуры пилотажа по своему усмотрению. Подробно об этом мы будем говорить ниже.

      Погода, в смысле пилотирования, была простейшая (не было ни грозы, ни турбуленции, ни электрических разрядов). Были облака с нижним краем 700-900 метров, верхний край 3400-3900 с прослойками, и для лётчиков эти условия абсолютно обычные.   Инструктор,   командир полка Владимир Серёгин, был опытнейший инструктор, когда-то он сам испытывал эти самолёты Миг-15.

     И вот, анализируя эти простейшие условия, этот простейший полёт, ни один из тех, кто расследовал катастрофу, не высказал ни единой мысли о том, как такое могло произойти, в чём была причина? Эта катастрофа выглядела настолько невероятно, что история обросла огромным количеством догадок, предположений, а то и просто мифов. Масла в огонь подлил ещё и тот факт, что результаты деятельности государственной комиссии, занимающейся расследованием происшествия, были засекречены с первого дня расследования. Недоступными они остаются и до настоящего времени.

   Об этих "секретах с первого дня" мы тоже поговорим более детально, чуток позднее...

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Полковник Чечель | Литературный салон "Авиатор" | Дзен