Немцы пьют шнапс, англичане — джин, а американские ковбои хлещут свой бурбон... Эта стереотипная картина мира безнадёжно устарела.
Сегодня мы поговорим про США, где алкогольный бал правит не виски или же текила, а водка. Почти треть от всего объёма крепкого алкоголя там приходится именно на «беленькую». И её доля последние годы устойчиво растёт. Если вам нужны конкретные цифры, то можете почитать здесь. Именно там, кстати, и говорится, что США уже давно стали «водочной нацией».
Так как же так получилось, что американцы стали пить водку? Давайте разбираться.
Историю эту следует начинать рассказывать с Сухого закона. С 1920 по 1933 года американцам запрещали бухать. Народ страдал целых 13 лет! А после этого срока ему уже было не до алкогольных традиций. Граждане США были готовы пить всё, что горит.
Именно тогда на авансцену и начала выходить водка, у которой были целых три конкурентные стороны:
1. водка была несколько дешевле традиционного для США виски;
2. водка идеальна для коктейлей. водка + что-угодно = коктейль;
3. водка манила новизной, ведь именно этот таинственный напиток пили коммунисты и медведи в заснеженной России.
В результате этих и иных факторов продажи водки в США начали постепенно, но довольно устойчиво расти. И очень содействовала этому росту компания Smirnoff, которая придумала не только с десяток моднейших водочных коктейлей, но и создала разные по степени бредовости способы продвижения напитка.
Одна из самых успешных кампаний — Smirnoff Leaves You Breathless. Тут мы имеем дело с игрой слов:
- Smirnoff так хорош, что заставит вас затаить дыхание!
- Smirnoff так хорош, что вы напьётесь до бесчувственного состояния!
- Smirnoff так хорош, что не оставляет перегара!
Акцент в рекламной кампании делался именно на последний пункт. Необъяснимо но факт: водку продвигали в качестве напитка, который якобы не оставляет алкогольного выхлопа! О_о
В качестве же главного медийного лица кампании Smirnoff Leaves You Breathless был выбран Вуди Аллен. Типа «наша водка такая же юморная, модная и задорная!»
Но вы же помните, что в США в прошлом веке активно боролись со всем коммунистическим? А водка — это же вроде как коммунистический напиток... Хм.. Как же быть?..
Всё просто! Smirnoff ничтоже сумняшеся начал позиционировать свою водку в качестве АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОЙ!
Мол, этот прозрачный алкоголь — это то, что пили те самые благородные русские цари, которых свергли коварные коммунистические быдланы! Именно поэтому этикетку «смирновки» разрисовали вензелями и двуглавыми орлами.
Всё ещё сомневаетесь, что водка — это антикоммунистический напиток? Ну скажите мне, стал бы Джеймс Бонд пить напиток врага? Не стал бы, конечно. А между тем агент 007 водку любил и бодяжил её с мартини из фильма в фильм. Помните его знаменитое «взболтать, но не смешивать»? Вот-вот!
И тут мы подходим к главному — к разности восприятия алкогольных напитков
Как в России воспринимают виски? Виски воспринимают в качестве «умного» напитка, в котором надо «разбираться». Понимать, что вот та бутылка — это шотландский single malt с нотками торфяного дыма и морских водорослей, а вон тот пузырёк — это кукурузный бурбон из самого сердца Кентукки... А кто пьёт виски? Виски пьёт тот, кто может себе позволить этот недешёвый напиток.
Как в России воспринимают водку? Водка — это самый дешёвый крепкий алкоголь, это тот самый напиток, которым накачиваются алкаши и всякие колхозники.
Тааак, теперь переходим к Америке.
Как в США воспринимают виски? Виски — это что-то такое патриархальное, напиток для местного глубинного народа.
Представьте себе фермера-реднека, который водит пикап, бьёт жену и живёт в фургоне. Что он пьёт? Правильно, эта деревенщина пьёт бурбон!
Ещё же виски в США пьют всякие старпёры, которые забыли умереть. Американские дедушки вечером вынимают вставные челюсти, садятся перед камином, заворачиваются в клетчатый плед и начинают долго цедить из квадратного стакана золотисто-коричневую жидкость со льдом. Уныло же, правда?
Как в США воспринимают водку? Водка — это весёлый напиток! Это напиток для шумных вечеринок, компанейский напиток! Ведь его можно вместе с друзьями лихо опрокидывать из шотов. Водка — напиток-движение, так как его можно мешать с Red Bull и прочими энергетиками.
И главное — стараниями Smirnoff водка стала восприниматься в качестве напитка, который пьют успешные люди. Те самые, кто заключает многомиллионные контракты, играя в гольф.
Водка также стала напитком творческой интеллигенции, то есть «беленькая» на Западе получила такой богемный флёр. На голливудских вечеринках в середине прошлого века хорошим тоном было подавать исключительно шампанское и водку, но никак не этот «простолюдинный» виски! Такой вот крен в сторону всего неких «возвышенных» и «утончённых» материй имел довольно необычные последствия — «горькая» стала любимым алкогольным напитком радужных меньшинств.
Если же взглянуть через океан, то в Британии к водке относятся примерно так же, как и в США. Например, чем именно до смерти упилась Эми Уайнхаус? Джина перебрала? Или же с шотландским скотчем переборщила? А вот и нет — Уайнхаус сгубили две бутылки водки в одно лицо. Поэтому именно Smirnoff вместе с цветами до сих пор несут на могилу британской певицы.
P.S.
Я недавно спросил у своего американского друга, почему в голливудских фильмах так редко встречается водка. Он мне ответил, что тут дело в традициях. Мол, вот есть семейные фильмы для белых вроде «Один дома», где принципиально не показывали чёрных, так как белые не хотели их в подобном кино видеть. Эта скрепа разрушается только сейчас и то с диким скрипом. Другая традиция — это Happy End. Фильм «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс сперва сняли без Хэппи Энда и... и в итоге концовку пришлось снимать заново, так как счастливый финал просто обязан быть! И вот среди таких вот не очень понятных нам традиций есть такая, что в кадре должна быть не водка, а невероятно кинематографичный виски. Вот так вот.
#водка #сша #smirnoff #голливуд #ричард гир