Уже начали готовиться к ЕГЭ? Самое время отметить для себя те задания, в которых выпускники прошлого года чаще всего допускали промахи. Как преподаватель могу сказать, что самая главная ошибка - это недооценка уровня сложности задания. Берите на заметку!
Начну с хорошей новости: средний балл за ЕГЭ по русскому языку в этом году - аж целых 71,6! Даже представители Рособрнадзора это отметили и пообещали "докрутить" экзамен. Что ж, хорошо, что пока еще есть, куда "докручивать".
Задание 9
Проверяет такое простое правило, как правописание гласных в корне. Несмотря на то, что даже буквы с этого года в этом задании за вас уже расставили, оно остаётся самым "засадным". Дело в том, что при его выполнении очень важно верно определять морфемный состав слова, а вот с этим у многих проблемы. К тому же, оказывается, непросто отличить корень с чередованием от омонимичных корней с проверяемой гласной или словарных слов. Да и с подбором однокоренных проверочных слов даже у отличников бывают проблемы. Кажущаяся простота формулировки многих подводит. Не теряйте бдительность!
Задание 11
Правописание суффиксов разных частей речи. Здесь сложно всё обобщить и систематизировать: у каждой части речи свои суффиксы, свой набор правил, которым подчиняется их правописание, к тому же существуют суффиксы, правописание которых невозможно проверить, их нужно просто запомнить. Кстати, теорию именно к этому заданию чаще всего игнорируют ученики, полагаясь на языковое чутье и оправдываясь тем, что "это всё ну невозможно запомнить". Не стоит так делать, некоторые закономерности можно выявить и здесь!
Задание 12
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий. Моё возмущение, поскольку тут как раз все логично и подчиняется простым алгоритмам, главное - их придерживаться и действительно прорешивать задания, а не просто расставлять буквы, что для многих, видимо, непросто. Отсюда и ошибки.
Задание 14
Правописание слитно/раздельно разных частей речи. Предлоги, союзы, частицы, местоимения - эти части речи многие привыкли вообще не замечать и даже различать их толком не умеют. Плюс наречия - самая коварная часть речи, которая может писаться слитно, раздельно или через дефис, причём на каждое правило приходится с десяток слов, правописание которых нужно запомнить. Вот где немудрено ошибиться!
Что насчёт самого "дорогого" задания?
Это задание 8 тестовой части, за него можно получить целых 5 баллов. Именно его в начале года ребята считают самым сложным и просят сразу о нём рассказать. Но это не так! Типов грамматических ошибок, которые вам предлагается найти, не много, да и правила зубрить не нужно, главное - запомнить, как выглядит та или иная ошибка, и внимательно читать предложения. Сложным это задание назвать никак нельзя.
На что ещё обратить внимание?
На задания после текста. Традиционно задания 25, 26 и 27 (сочинение) относят к заданиям повышенного ровня сложности. Думаю, сочинению вы уделите особое внимание, средства выразительности тоже можно подучить. А вот с заданием 25 на средства связи действительно стоит быть очень осторожными: работать с карандашом и всё подчеркивать. И, разумеется, выполнять задание до конца: даже если вы уже нашли одно предложение, которое связано с предыдущим при помощи перечисленных средств связи, это не значит, что ответ один: таких предложений может быть два, проверяйте до конца!
Это, разумеется, не всё, что нужно знать о капканах ЕГЭ.
На курсе "Алгоритмы ЕГЭ" мы не только разбираем алгоритмы решения каждого задания тестовой части, но и прорабатываем все "ошибкоопасные" места, чтобы на экзамене вы точно не промахнулись с ответом. Нескучных вам уроков и до встречи на занятиях!