Найти в Дзене
Индустриальный турист

Экскурсия по проспекту Стачек: вся история СССР на примере одного проспекта

Этой статьей я продолжаю свою серию "виртуальных экскурсий" по моим любимым местам в Санкт-Петербурге: ранее я уже рассказывал вам про самый красивый проспект Северной столицы, теперь же я хочу уделить внимание чуть менее живописному, но не менее интересному проспекту Петербурга!

Хочу заранее отметить, что это не узконаправленная экскурсия - я рассчитываю на то, что она будет интересна всем: хоть проспект Стачек и не является популярным среди туристов районом, на нём расположено огромное количество разных интересных и красивых мест. Так что эта статья будет интересна как любителям истории и архитектуры, так и людям, ищущих хорошие места для фотографий!

Ну и да - не подумайте, что мой заголовок является так называемым "кликбейтом" (громкое название, не имеющее ничего общего с содержанием публикации) - ни в коем случае, проспект Стачек действительно демонстрирует нам своего рода "срез" истории СССР: начинается он с конструктивизма, передающего авангардный дух 20-30-х годов, продолжается роскошным сталинским ампиром 40-50-х, а заканчивается панельной застройкой позднесоветского периода. Кроме того, на проспекте Стачек есть и отдельные места, напрямую связанные с историей Советского Союза и с его, так сказать, предтечей. Но обо всём по порядку!

Наш маршрут начинается со станции метро "Нарвская".

Вестибюль станции метро Нарвская
Вестибюль станции метро Нарвская

Сразу на выходе из метро нас встречает одна из самых известных достопримечательностей проспекта Стачек - Нарвские триумфальные ворота. Как вы можете видеть, не все пункты сегодняшнего маршрута будут связаны лишь с историей СССР!

Впрочем, советская "атмосфера" ощущается даже рядом с Нарвскими воротами - на фотографии вы можете видеть историческую табличку "переход". Радует, что такая любопытная деталь сохранилась до наших дней!
Впрочем, советская "атмосфера" ощущается даже рядом с Нарвскими воротами - на фотографии вы можете видеть историческую табличку "переход". Радует, что такая любопытная деталь сохранилась до наших дней!

Нарвские ворота были построены архитектором Кваренги в 1814 году для встречи солдат русской армии, возвращавшихся из Франции в качестве победителей Наполеона. Правда те ворота были деревянными, а свой современный вид они обрели лишь в 1834 году. Строительством новых Нарвских ворот, из кирпича и меди, руководил архитектор Стасов.

Кстати, помимо Стасова (фигуры для Петербурга, несомненно, значимой - он является автором Троице-Измайловского собора и Московских триумфальных ворот) над созданием Нарвских ворот трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, а конную группу, расположенную на крыше арки, создал сам Пётр Клодт - лучший скульптор лошадей в России (по личному признанию самого императора Николая I), автор скульптурной композиции Аничкова моста.

-3

Но стоит понимать, что в конце 19 - начале 20 века красота проспекта Стачек как начиналась, так и заканчивалась Нарвскими воротами. Оно и не удивительно: нынешний проспект Стачек в царское время являлся промышленной окраиной города, на нём располагалось множество фабрик и заводов, а также разного рода деревянных хибар: к сожалению, в те времена у рабочих зачастую не было отдельного жилья, и им приходилось уживаться в, мягко говоря, не самых комфортных условиях.

Так Нарвские ворота выглядели в 1910-х годах. Кстати, раньше перед триумфальными воротами располагался мост через реку Таракановку (её засыпали в 1920-х годах). Фото взято с сайта pastvu.com
Так Нарвские ворота выглядели в 1910-х годах. Кстати, раньше перед триумфальными воротами располагался мост через реку Таракановку (её засыпали в 1920-х годах). Фото взято с сайта pastvu.com

Но с приходом СССР район начал преображаться: именно здесь стали появляться первые крупные общественные объекты города, а рабочие Путиловского завода одними из первых обзавелись отдельным полноценным жильём.

Так что нет ничего удивительного в том, что остальной ансамбль площади Стачек представлен советской архитектурой и буквально пропитан духом революции! Да что уж говорить - прямо напротив Нарвских ворот расположен доходный дом Гордзялковских. Само по себе здание не особо примечательно (да и построено оно было ещё до революции), но зато на его брандмауэрной глухой стене, обращённой к площади, в советское время было создано очень интересное панно: на нём изображена стачка рабочих Нарвской заставы - важный исторический момент, произошедший на проспекте Стачек (собственно, эти события и дали название проспекту), символизирующий борьбу рабочих тогда ещё Российской империи за свои права (в итоге всё это вылилось в революцию 1917 года).

-5

Здесь же, по соседству с вестибюлем "Нарвской", находится один из самых выразительных памятников ленинградского конструктивизма - Дворец культуры имени Горького. Тут я должен пояснить: любой архитектурный стиль, в той или иной степени, передаёт дух своего времени. Конструктивизм - это воплощение идей раннего Советского Союза: люди искренне верили в возможность строительства коммунизма, считали, что он скоро наступит, а потому старались максимально переделать устоявшийся уклад жизни. Вот и архитектура того времени соответствующая: все люди равны, их быт должен быть обобществлён, а главная цель новой архитектуры - сделать здания удобными и функциональными, жертвуя при этом их внешней красотой.

-6

Вот и ДК Горького, построенный прекрасным зодчим Александром Гегелло, представляет собой идеальное с точки зрения функции здание: панорамное остекление для хорошего уровня естественного освещения, зрительный зал в форме сектора (такая форма зала позволяет увеличить количество зрителей), объёмы которого повторяет центральный фасад здания.

-7

А с другой стороны проспекта Стачек мы можем видеть Кировский универмаг, который, на самом деле, проектировался ещё и как уникальное в мировой практике здание - фабрика-кухня! Если объяснять коротко, то фабрика-кухня - это помещение, предназначенное для производства полуфабрикатов и продукции быстрого питания (этакий фаст-фуд советского производства - с быстрым приготовлением и самообслуживанием): идеология того времени предполагала, что женщины, которые в прежние времена обязаны были заниматься домашним хозяйством, будут работать наравне с мужчинами. Ну а так как советский гражданин занят трудом и на готовку у него совсем не остаётся времени, ему на помощь приходит фабрика-кухня: здесь он пообедает, здесь же купит готовую еду на ужин - удобно!

Фабрика-кухня расположена прямо напротив ДК имени Горького, но я фотографирую её немного сбоку, дабы в кадр поместился весь объём здания
Фабрика-кухня расположена прямо напротив ДК имени Горького, но я фотографирую её немного сбоку, дабы в кадр поместился весь объём здания

Но в итоге все эти светлые идеи не прижились, так что бывшее здание универмага и фабрики-кухни сохранило лишь первое своё назначение, второе же было бесследно утрачено. Кстати забавно, что в наше время в этом здании находится ресторан "Макдональдс" - преемственность поколений, не иначе (из советского фаст-фуда в современный).

Я предлагаю двигаться дальше и продолжать наше "погружение" в культуру Советского Союза 20-30-х годов! Тем более что вдалеке виднеется ансамбль ещё одной прекрасной площади - Кировской!

Идея создать в районе Нарвской заставы (на тот момент - непримечательной промышленной окраины) две монументальные площади и соединить их проспектом Стачек - яркий пример удачных градостроительных проектов СССР
Идея создать в районе Нарвской заставы (на тот момент - непримечательной промышленной окраины) две монументальные площади и соединить их проспектом Стачек - яркий пример удачных градостроительных проектов СССР

Начинается площадь в месте, где проспект Стачек пересекается с Тракторной улицей, застроенной целым комплексом малоэтажных зданий, которые тоже ярко отражают быт той эпохи - это дома первого жилмассива в Ленинграде. Жилмассивы строились в новых районах города, близ крупных промышленных предприятий. Их цель была проста - обеспечить комфортным жильём работников заводов. Быт в жилмассивах тоже был обобществлён (вместо ванных - бани, вместо кухонь - столовые), но для того времени для рабочих даже такая отдельная квартира была необычайной роскошью.

Отличительная черта жилмассива на Тракторной улице - такие вот полуарки, которые, по задумке архитекторов, должны перекликаться с расположенной по соседству Нарвской Триумфальной аркой
Отличительная черта жилмассива на Тракторной улице - такие вот полуарки, которые, по задумке архитекторов, должны перекликаться с расположенной по соседству Нарвской Триумфальной аркой

Увы, полноценно решить проблему нехватки жилья жилмассивы не смогли, но зато выступили в качестве неплохого эксперимента - архитекторы возводили жилмассивы по новым канонам градостроительства: просторные зелёные дворы, малоэтажные дома с интересным пространственным положением и т.д. Такого в России и в наше время днём с огнём не сыщешь!

Тракторная улица, на которой и находится жилмассив, выглядит скорее как внутридворовой проезд, нежели полноценная улица - машин здесь мало, на дороге тихо и спокойно
Тракторная улица, на которой и находится жилмассив, выглядит скорее как внутридворовой проезд, нежели полноценная улица - машин здесь мало, на дороге тихо и спокойно

С другой стороны проспекта, как и полагается при любом нормальном строительстве жилого квартала, одновременно с жилмассивом была возведена первая в Ленинграде школа! Над её проектированием работал прекрасный архитектор Александр Никольский, о котором у меня тоже есть отдельная публикация. Из интересного можно отметить, что здание школы при виде сверху своими очертаниями напоминает серп и молот - очень характерная для своего времени деталь! А на крыше школы располагается обсерватория - это большая роскошь не только для учебных заведений того времени, но и для школ наших дней!

Ну а мы продолжаем наш путь, оставляя здание школы позади, и практически сразу выходим на крупное открытое пространство, которое я уже упоминал раньше - Кировскую площадь.

Ключевым объектом площади является памятник Кирову. Любопытно, что скульптура обращена не к Нарвским воротам (то есть, в центр города), а к Кировскому заводу - главному промышленному предприятию района
Ключевым объектом площади является памятник Кирову. Любопытно, что скульптура обращена не к Нарвским воротам (то есть, в центр города), а к Кировскому заводу - главному промышленному предприятию района

Сама по себе площадь не особо интересна, а вот на расположенном сразу за ней здании Кировского райсовета я хочу остановиться поподробнее. Оно было построено по проекту выдающегося архитектора Ноя Троцкого (автор ДК Кирова на Васильевском острове и "Большого дома" на Литейном) в 1934 году.

Сейчас здание райсовета реставрируется, так что большая его часть фасада, к сожалению, закрыта строительными лесами
Сейчас здание райсовета реставрируется, так что большая его часть фасада, к сожалению, закрыта строительными лесами

Нужно понимать, что на момент строительства райсовета, эта местность выглядела, мягко говоря, непрезентабельно, так что перед Троцким стояла важная задача - создать образцовый район Ленинграда, в центре которого должно располагаться монументальное здание райсовета. Как мне кажется, с этой задачей Ной Абрамович справился идеально!

В здании райсовета Троцкий использует главный приём конструктивизма - контраст форм: протяжённый горизонтальный корпус резко "врезается" в устремляющуюся в небо тонкую высокую башню с серпом и молотом, а прямоугольная форма главного корпуса контрастирует с двумя цилиндрическими торцами здания. Только за эту прекрасную "борьбу" геометрических форм и стоит любить здание Кировского райсовета!

Эта фотография была сделана мною в другой раз (во время первой прогулки я забыл обойти здание сбоку), так что не удивляйтесь разнице в погодных условиях
Эта фотография была сделана мною в другой раз (во время первой прогулки я забыл обойти здание сбоку), так что не удивляйтесь разнице в погодных условиях

Но Кировский райсовет - это истинный символ своего времени: он отражает и положительные, и отрицательные стороны эпохи. В 1930-х годах в СССР велась активная борьба с религией. От этой борьбы пострадали и кладбища - несколько некрополей Ленинграда было бесследно уничтожено.

Кировский райсовет связан с одним из этих кладбищ - с Митрофаньевским. Дело в том, что при ликвидации этого некрополя надгробия уничтожались, и часть могильных плит пошла на облицовку здания на проспекте Стачек: их перемалывали в мраморную крошку, которой и был покрыт фасад райсовета (в 20-30-х годах был жуткий дефицит средств, из-за чего многие здания возводились из дешёвых и некачественных материалов). Так что да, с одной стороны Кировский райсовет - памятник архитектуры своего времени и просто прекрасная постройка, а с другой - наглядный пример кощунства, существовавшего в нашей стране в ту эпоху.

-16

Внимательно рассмотрев здание райсовета, мы продолжаем наш маршрут по проспекту Стачек и совсем скоро приходим к ещё одной достопримечательности - к саду имени 9 января. Этот парк очень важен с точки зрения истории не только Петербурга, но и всей нашей страны в целом: именно с этого места рабочие Путиловского (ныне Кировского) завода под предводительством священника Гапона двинулись по проспекту Стачек в сторону Нарвской заставы с мирным прошением императору Николаю II. Вместо диалога с царём они получили силовой отпор: в районе Нарвских ворот солдаты открыли огонь по безоружной толпе - с этого расстрела и началось "Кровавое воскресенье".

У Нарвской заставы погибло 40 человек. В других районах Петербурга (рабочие шли в центр с разных заводов, располагавшихся на окраинах столицы) было убито ещё порядка 100-150 человек. "Кровавое воскресенье" можно смело назвать одним из самых главных событий в истории России, ставшим не только предвестником революции 1917 года, но и уроком для любого правителя: если вместо того, чтобы выслушать свой народ, ты в него стреляешь, то тебе точно не место у власти.

-17

Парк на этом месте был заложен в 1920 году - в память о тех трагических событиях. Внимательный зритель обратит внимание на необычайно роскошную для этих мест решётку. Всё правильно: изначально эта ограда располагалась в императорском саду близ Зимнего дворца (сейчас на месте роскошного сада находится небольшое зелёное насаждение с фонтаном близ Дворцового моста). В советское время решётку сняли, большую её часть уничтожили, но маленький фрагмент решили сохранить и перенесли в сад 9 января. Вот такой вот кусочек центра Петербурга на проспекте Стачек!

После сада 9 января проспект Стачек начинает видоизменяться: из конструктивистского Ленинграда мы попадаем в Ленинград сталинского ампира. Застройка здесь становится более монументальной и помпезной, дома вырастают в размерах. Правда вот забавно, что многие квартиры в этих домах коммунальные (во всяком случае, были таковыми во времена СССР) - получается, что за показным богатством и роскошью скрывается некомфортная и неудобная жизнь в коммуналках.

-19

Но, квартал "сталинской застройки" тянется вдоль проспекта Стачек всего лишь какие-то 600 метров, после чего он прерывается одним из самых любимых для меня мест - железнодорожным мостом, с которого начинается "промышленный уголок" проспекта. Но, прежде чем рассказывать вам о нём, нужно уделить внимание постройке, находящейся с правой стороны проспекта, раскрывающей перед нами ещё одну страницу истории Петербурга - усадьбе Кирьяново.

В наши дни усадьба Кирьяново перекрыта деревьями, так что в полной мере сфотографировать её можно лишь поздней осенью или зимой
В наши дни усадьба Кирьяново перекрыта деревьями, так что в полной мере сфотографировать её можно лишь поздней осенью или зимой

Отмотаем время немного назад и поговорим об истории появления самого проспекта Стачек. Первая дорога на этом месте датируется 1710-ми годами - именно тогда по указу Петра I была заложена дорога из Петербурга в Петергоф. На протяжении многих лет русские императоры ездили по этой дороге в свою загородную резиденцию, в которой они отдыхали в летнее время года.

Стоит отметить, что в те времена проспект Стачек (который тогда назывался "Петергофской дорогой") не был сугубо промышленным. Более того, проспект считался элитным (всё-таки по нему регулярно ездил император). Логично, что основать имения в этих местах могли лишь приближённые к императору люди. Одним из них и была княгиня Дашкова - лучшая подруга Екатерины II и первая женщина в России, занимавшая высокие государственные посты и не являющаяся при этом выходцем из императорской династии (она была директором петербургской академии наук).

Здание усадьбы было построено по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1784 году.
Здание усадьбы было построено по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1784 году.

Но вернёмся в наше время. Совсем рядом с усадьбой находится очень живописное место - я бы назвал его "мост под мостом". Речь идёт о железнодорожном мосту Путиловской ветви (по ней ходят только товарные поезда), над которой совсем недавно построили две эстакады ЗСД - получился очень интересный промышленный пейзаж и этакое смешение двух эпох - советской и современной русской!

-22

Отсюда же можно наблюдать и ещё одно примечательное здание - бывшую церковь Святого Николая Чудотворца и Мученицы Александры при Путиловском заводе. Она была построена одним из самых выдающихся архитекторов своего времени - Василием Косяковым, в 1906 году для нужд рабочих Путиловского завода. Здесь же был похоронен и, можно сказать, основатель этого предприятия - Николай Путилов (в советское время его могилу разграбили).

Так церковь выглядела по изначальному проекту. Фото взято с сайта citywalls.ru
Так церковь выглядела по изначальному проекту. Фото взято с сайта citywalls.ru

И здесь мы снова возвращаемся к истории СССР, а именно к тому её периоду, когда в стране преследовалась религия: священнослужители попадали под репрессии, а церкви либо сносились, либо кардинально перестраивались.

Вот и церковь при Путиловском заводе в советское время была перестроена, причём дважды: сначала по проекту ученика Косякова, Никольского (о его здании школы я уже говорил ранее), а потом, уже после Великой Отечественной войны, неизвестным архитектором, который, мягко говоря, испортил первоначальное здание. А безвкусный бизнес-центр, строительство которого было начато ещё в конце 1980-х и завершено уже в наши дни, окончательно перекрыл вид на бывшую церковь со стороны проспекта Стачек. Вот такая вот грустная история!

А так это здание выглядит в наши дни. От былой красоты, к сожалению, ничего не осталось
А так это здание выглядит в наши дни. От былой красоты, к сожалению, ничего не осталось

С другой стороны проспекта Стачек располагается одно из старейших машиностроительных предприятий России - Кировский завод. Эта чугунолитейная фабрика была основана ещё в 18 веке (в 1789 году) в Кронштадте, но в 1801 году по указу императора Павла I завод перенесли в Петербург.

Долгие годы фабрика была убыточной: она переходила из в рук в руки, а её хозяева несколько раз становились банкротами. Расцвет завода произошёл в 1868 году, когда его приобрёл выдающийся промышленник Николай Путилов: именно при нём Путиловский завод стал главным поставщиком рельс для железных дорог России и одним из крупнейших чугунолитейных заводов в Европе, при нём же впервые в истории русской промышленности была использована мартеновская печь. В 1880 году Николай Путилов умер, но его дело успешно продолжило созданное им "Общество Путиловских заводов".

Этот корпус Кировского завода был построен в 1980-х годах. Фото сделано со стороны железнодорожного моста
Этот корпус Кировского завода был построен в 1980-х годах. Фото сделано со стороны железнодорожного моста

Но, как и на всех заводах того времени, права рабочих Путиловского завода соблюдались не в полной мере, что в итоге привело к уже упомянутому мною ранее "кровавому воскресенью" (инициатором забастовки стали рабочие Путиловского завода). Более того, массовая стачка рабочих этого предприятия фактически послужила началом Февральской революции. Но ничего удивительного в этом нет: просто Путиловский завод был крупнейшей фабрикой Петербурга того времени.

В советское время завод переименовали в "Кировский", но его производственный профиль остался прежним. В годы Великой Отечественной войны часть Кировского завода была эвакуирована в Челябинск, однако предприятие не переставало функционировать: на нём создавались танки и самоходные установки (и это учитывая тот факт, что завод находился у самой линии фронта и постоянно обстреливался немцами).

В 1955 году рядом с Кировским заводом была открыта одноименная станция метро. При строительстве вестибюля станции архитекторы явно вдохновлялись древнегреческой архитектурой и создали на окраине Петербурга этакий "ленинградский парфенон"
В 1955 году рядом с Кировским заводом была открыта одноименная станция метро. При строительстве вестибюля станции архитекторы явно вдохновлялись древнегреческой архитектурой и создали на окраине Петербурга этакий "ленинградский парфенон"

Пройдя вдоль стен легендарного предприятия, мы огибаем вестибюль станции метро "Кировский завод" и подходим к очередной достопримечательности проспекта Стачек - дворцу культуры имени Газа, построенному для нужд рабочих Кировского завода по проекту всё того же архитектора Гегелло (совместно с Кричевским и Полторацким). Впрочем, это здание куда менее интересно с точки архитектуры, чем другие работы Александра Ивановича, так что я позволю себе не останавливаться на его описании.

-27

Любопытно название дворца культуры - ни к какому газообразному веществу оно, само собой, отношения не имеет. ДК назван в честь революционного деятеля, организатора революционного движения всё того же Путиловского завода (он и сам был рабочим этой фабрики) - Ивана Ивановича Газа.

Бюст Ивана Газа, расположенный рядом со зданием дворца культуры
Бюст Ивана Газа, расположенный рядом со зданием дворца культуры

Ну а после конструктивистского дворца культуры мы возвращаемся к сталинскому ампиру - если ранее он встречался на нашем пути обрывочно, то начиная с Комсомольской площади все дома на проспекте Стачек являются представителями этого прекрасного стиля! Причём сама Комсомольская площадь ярко демонстрирует нам изменение градостроительных тенденций Ленинграда (да и всего СССР в целом): от малоэтажных скромных жилмассивов 1930-х годов к помпезным "полудворцам" 1950-х.

Из-за идеально круглой формы Комсомольской площади, сделать нормальную фотографию, демонстрирующую вам всю площадь сразу, просто невозможно. Так что я попытался изобразить её на трёх фотографиях, которые вы можете видеть ниже:

Ну а сразу после площади мы выходим к Комсомольскому скверу, в котором расположен памятник "Героическому Комсомолу" - символическая скульптура, которая кажется мне немного забавной: она сделана на манер античных статуй, а потому комсомолец здесь голый, а вместо фигового листа на его тело накинута шинель. Получается этакий русский аполлон - в шинели и будёновке!

Авторы памятника - советские скульпторы Гордон, Тимошенко и Кузнецов
Авторы памятника - советские скульпторы Гордон, Тимошенко и Кузнецов

Памятник был установлен в 1968 году, и под него была заложена "капсула времени" - послание потомкам, которые должны откопать его через 50 лет, в столетие комсомола! Однако в 2018 году, когда настало время вынимать капсулу, её просто не оказалось на месте - судя по всему, кто-то умудрился украсть её в 90-х. Грустно, но символично - в наше время не осталось ни комсомола, ни их послания будущему поколению...

Благо, текст послания был известен изначально - его публиковали в газете. Я не буду приводить его полностью, скажу лишь, что комсомольцы из 1968 года призывали "совершенствовать мир и самих себя во имя торжества коммунизма". И в принципе призыв хороший: думаю, что новому поколению стоит совершенствовать себя и мир, но в наше время это можно делать и не во славу коммунизма.

-31

Сделав небольшую остановку у памятника Комсомолу, мы покидаем этот прекрасный сквер и продолжаем наш маршрут по проспекту Стачек. Далее мы перейдём дорогу для того, чтобы познакомиться с ещё одним памятником, связанным с историей Советского Союза, но установленным уже в наше время (в 2013 году). Я говорю о памятнике герою Советского Союза подводнику Александру Маринеско, созданным двумя талантливыми скульпторами - Корнеевым и Бухаевым.

Александр Маринеско является одним из самых выдающихся подводников СССР времён Великой Отечественной войны (в советской печати его называли "Подводником №1").

Кстати, памятник сделан прекрасно - скромно, но со вкусом
Кстати, памятник сделан прекрасно - скромно, но со вкусом

Наш путь близится к концу, так как мы подходим к станции метро Автово - здесь проспект Стачек (а вернее путепровод, расположенный в створе проспекта) проходит над рекой Красненькой и железнодорожными путями, ведущими к грузовой железнодорожной станции "Автово".

-33

Продолжить наш маршрут мы можем двумя путями: либо пойти по просторному тротуару под путепроводом, либо идти по нему самому. В этот раз я предлагаю выбрать первый вариант, второй вы можете проделать самостоятельно, но учтите - тротуар там очень узкий (его ширина меньше метра), кроме того там довольно грязно (пыль с дороги летит именно на пешеходную часть). Зато виды с эстакады на цирк в Автово и на железнодорожные пути красивый, так что можете попробовать (лично я ходил там несколько раз).

Ну а мы идём вниз ради того, чтобы познакомиться с ещё одной достопримечательностью района Автово - сквером Петра Семененко. С этим названием связана одна любопытная история: долгое время ходили споры - какое название присвоить этому скверу. Для принятия решения проводили голосование в интернете, по итогу которого топонимическая комиссия выбрала самый непопулярный среди народа вариант - в честь Петра Георгиевича Семененко (долгое время он был директором Кировского завода).

В названии, конечно, есть логика (сквер в честь очень важной для истории Кировского завода личности, а потому и оформление зелёной зоны связано с Кировским заводом), но многие петербуржцы всё равно остались недовольны таким решением. Но в этом плане я, пожалуй, займу нейтральную позицию - меня это название, в целом, устраивает.

-34

Если же дистанцироваться от этих споров о названии, то хочется заметить, что сам по себе сквер очень милый: помимо интересных памятников, связанных с историей Кировского (а скорее даже Путиловского) завода, сквер обладает милыми и интересными с точки зрения дизайна скамейками и ухоженными зелёными насаждениями. Так что здесь вполне можно посидеть несколько минут и немного передохнуть - всё-таки мы с вами проделали немалый путь!

-35

Отдохнув в сквере Петра Семененко, мы совершаем, так сказать, финальный рывок - до конца маршрута рукой подать, но до него я хочу показать вам ещё одно интересное и важное с точки зрения истории место, расположенное сразу после эстакады (на этом путепроводе проспект Стачек не заканчивается).

Ранее я уже говорил, что Кировский завод, фактически, находился рядом с линией фронта. Но от самого завода мы прошли уже приличное расстояние. И вот сейчас мы приблизились к местности, которая во время Великой Отечественной войны являлась прифронтовой зоной. В память об этом здесь был установлен памятник "Танк-победитель". Что любопытно - на постамент был водружён танк КВ-85. Поясню - эта модель танка Клим Ворошилов не являлась массовой, и в войну их было выпущено всего 148 экземпляров. Танк на проспекте Стачек - единственный танк модели КВ-85, сохранившийся до наших дней!

Кстати, танки КВ-85 выпускали на Тракторном заводе в Челябинске - на том самом, на котором работали сотрудники Кировского завода, эвакуированные из Ленинграда. Таким образом, Кировский завод имеет отношение и к этому танку (как видите, вся история проспекта Стачек тесно связана с данным предприятием)
Кстати, танки КВ-85 выпускали на Тракторном заводе в Челябинске - на том самом, на котором работали сотрудники Кировского завода, эвакуированные из Ленинграда. Таким образом, Кировский завод имеет отношение и к этому танку (как видите, вся история проспекта Стачек тесно связана с данным предприятием)

Помимо памятника танку, на проспекте Стачек был установлен ещё один интересный монумент, посвящённый "Блокадному трамваю". Причём место для него выбрано отнюдь не случайно: на этом месте в 1941 году была сооружена баррикада из трамваев, подобных тому, что представлен на памятнике. Эта баррикада должна была помешать наступлению немцев в случае, если бы они попытались прорваться в Ленинград через проспект Стачек (но, слава богу, до этих мест активные боевые действия всё же не дошли).

Ну а после трамвая мы попадаем в "последнюю историческую зону" проспекта Стачек - местность, сплошь застроенную серийными панельными домами времён Хрущёва и Брежнева, и передающую историю позднего СССР: с 1960-х по 1990-е годы.

-38

Таким образом, сегодня мы с вами проделали довольно интересный путь - от площади Стачек, на которой произошло ключевое событие "кровавого воскресенья" (именно это я и назвал "предтечей революции" в самом начале статьи), через застройку сначала 30-х годов (конструктивизм), потом 50-х (сталинский неоклассицизм), и закончили мы позднесоветскими панельками. Так что всё, как я обещал - вся история Советского Союза на примере проспекта Стачек в виде среза (от каждой эпохи по живому примеру).

-39

Надеюсь, что моя "экскурсия" не слишком сильно вас утомила - я постарался сделать её короткой, но информативной. Если вам нравится такой вот мой стиль повествования (в виде прогулок или экскурсий), то пишите об этом в комментариях!

Спасибо за внимание!