Этой статьей я продолжаю свою серию "виртуальных экскурсий" по моим любимым местам в Санкт-Петербурге: ранее я уже рассказывал вам про самый красивый проспект Северной столицы, теперь же я хочу уделить внимание чуть менее живописному, но не менее интересному проспекту Петербурга!
Хочу заранее отметить, что это не узконаправленная экскурсия - я рассчитываю на то, что она будет интересна всем: хоть проспект Стачек и не является популярным среди туристов районом, на нём расположено огромное количество разных интересных и красивых мест. Так что эта статья будет интересна как любителям истории и архитектуры, так и людям, ищущих хорошие места для фотографий!
Ну и да - не подумайте, что мой заголовок является так называемым "кликбейтом" (громкое название, не имеющее ничего общего с содержанием публикации) - ни в коем случае, проспект Стачек действительно демонстрирует нам своего рода "срез" истории СССР: начинается он с конструктивизма, передающего авангардный дух 20-30-х годов, продолжается роскошным сталинским ампиром 40-50-х, а заканчивается панельной застройкой позднесоветского периода. Кроме того, на проспекте Стачек есть и отдельные места, напрямую связанные с историей Советского Союза и с его, так сказать, предтечей. Но обо всём по порядку!
Наш маршрут начинается со станции метро "Нарвская".
Сразу на выходе из метро нас встречает одна из самых известных достопримечательностей проспекта Стачек - Нарвские триумфальные ворота. Как вы можете видеть, не все пункты сегодняшнего маршрута будут связаны лишь с историей СССР!
Нарвские ворота были построены архитектором Кваренги в 1814 году для встречи солдат русской армии, возвращавшихся из Франции в качестве победителей Наполеона. Правда те ворота были деревянными, а свой современный вид они обрели лишь в 1834 году. Строительством новых Нарвских ворот, из кирпича и меди, руководил архитектор Стасов.
Кстати, помимо Стасова (фигуры для Петербурга, несомненно, значимой - он является автором Троице-Измайловского собора и Московских триумфальных ворот) над созданием Нарвских ворот трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, а конную группу, расположенную на крыше арки, создал сам Пётр Клодт - лучший скульптор лошадей в России (по личному признанию самого императора Николая I), автор скульптурной композиции Аничкова моста.
Но стоит понимать, что в конце 19 - начале 20 века красота проспекта Стачек как начиналась, так и заканчивалась Нарвскими воротами. Оно и не удивительно: нынешний проспект Стачек в царское время являлся промышленной окраиной города, на нём располагалось множество фабрик и заводов, а также разного рода деревянных хибар: к сожалению, в те времена у рабочих зачастую не было отдельного жилья, и им приходилось уживаться в, мягко говоря, не самых комфортных условиях.
Но с приходом СССР район начал преображаться: именно здесь стали появляться первые крупные общественные объекты города, а рабочие Путиловского завода одними из первых обзавелись отдельным полноценным жильём.
Так что нет ничего удивительного в том, что остальной ансамбль площади Стачек представлен советской архитектурой и буквально пропитан духом революции! Да что уж говорить - прямо напротив Нарвских ворот расположен доходный дом Гордзялковских. Само по себе здание не особо примечательно (да и построено оно было ещё до революции), но зато на его брандмауэрной глухой стене, обращённой к площади, в советское время было создано очень интересное панно: на нём изображена стачка рабочих Нарвской заставы - важный исторический момент, произошедший на проспекте Стачек (собственно, эти события и дали название проспекту), символизирующий борьбу рабочих тогда ещё Российской империи за свои права (в итоге всё это вылилось в революцию 1917 года).
Здесь же, по соседству с вестибюлем "Нарвской", находится один из самых выразительных памятников ленинградского конструктивизма - Дворец культуры имени Горького. Тут я должен пояснить: любой архитектурный стиль, в той или иной степени, передаёт дух своего времени. Конструктивизм - это воплощение идей раннего Советского Союза: люди искренне верили в возможность строительства коммунизма, считали, что он скоро наступит, а потому старались максимально переделать устоявшийся уклад жизни. Вот и архитектура того времени соответствующая: все люди равны, их быт должен быть обобществлён, а главная цель новой архитектуры - сделать здания удобными и функциональными, жертвуя при этом их внешней красотой.
Вот и ДК Горького, построенный прекрасным зодчим Александром Гегелло, представляет собой идеальное с точки зрения функции здание: панорамное остекление для хорошего уровня естественного освещения, зрительный зал в форме сектора (такая форма зала позволяет увеличить количество зрителей), объёмы которого повторяет центральный фасад здания.
А с другой стороны проспекта Стачек мы можем видеть Кировский универмаг, который, на самом деле, проектировался ещё и как уникальное в мировой практике здание - фабрика-кухня! Если объяснять коротко, то фабрика-кухня - это помещение, предназначенное для производства полуфабрикатов и продукции быстрого питания (этакий фаст-фуд советского производства - с быстрым приготовлением и самообслуживанием): идеология того времени предполагала, что женщины, которые в прежние времена обязаны были заниматься домашним хозяйством, будут работать наравне с мужчинами. Ну а так как советский гражданин занят трудом и на готовку у него совсем не остаётся времени, ему на помощь приходит фабрика-кухня: здесь он пообедает, здесь же купит готовую еду на ужин - удобно!
Но в итоге все эти светлые идеи не прижились, так что бывшее здание универмага и фабрики-кухни сохранило лишь первое своё назначение, второе же было бесследно утрачено. Кстати забавно, что в наше время в этом здании находится ресторан "Макдональдс" - преемственность поколений, не иначе (из советского фаст-фуда в современный).
Я предлагаю двигаться дальше и продолжать наше "погружение" в культуру Советского Союза 20-30-х годов! Тем более что вдалеке виднеется ансамбль ещё одной прекрасной площади - Кировской!
Начинается площадь в месте, где проспект Стачек пересекается с Тракторной улицей, застроенной целым комплексом малоэтажных зданий, которые тоже ярко отражают быт той эпохи - это дома первого жилмассива в Ленинграде. Жилмассивы строились в новых районах города, близ крупных промышленных предприятий. Их цель была проста - обеспечить комфортным жильём работников заводов. Быт в жилмассивах тоже был обобществлён (вместо ванных - бани, вместо кухонь - столовые), но для того времени для рабочих даже такая отдельная квартира была необычайной роскошью.
Увы, полноценно решить проблему нехватки жилья жилмассивы не смогли, но зато выступили в качестве неплохого эксперимента - архитекторы возводили жилмассивы по новым канонам градостроительства: просторные зелёные дворы, малоэтажные дома с интересным пространственным положением и т.д. Такого в России и в наше время днём с огнём не сыщешь!
С другой стороны проспекта, как и полагается при любом нормальном строительстве жилого квартала, одновременно с жилмассивом была возведена первая в Ленинграде школа! Над её проектированием работал прекрасный архитектор Александр Никольский, о котором у меня тоже есть отдельная публикация. Из интересного можно отметить, что здание школы при виде сверху своими очертаниями напоминает серп и молот - очень характерная для своего времени деталь! А на крыше школы располагается обсерватория - это большая роскошь не только для учебных заведений того времени, но и для школ наших дней!
Ну а мы продолжаем наш путь, оставляя здание школы позади, и практически сразу выходим на крупное открытое пространство, которое я уже упоминал раньше - Кировскую площадь.
Сама по себе площадь не особо интересна, а вот на расположенном сразу за ней здании Кировского райсовета я хочу остановиться поподробнее. Оно было построено по проекту выдающегося архитектора Ноя Троцкого (автор ДК Кирова на Васильевском острове и "Большого дома" на Литейном) в 1934 году.
Нужно понимать, что на момент строительства райсовета, эта местность выглядела, мягко говоря, непрезентабельно, так что перед Троцким стояла важная задача - создать образцовый район Ленинграда, в центре которого должно располагаться монументальное здание райсовета. Как мне кажется, с этой задачей Ной Абрамович справился идеально!
В здании райсовета Троцкий использует главный приём конструктивизма - контраст форм: протяжённый горизонтальный корпус резко "врезается" в устремляющуюся в небо тонкую высокую башню с серпом и молотом, а прямоугольная форма главного корпуса контрастирует с двумя цилиндрическими торцами здания. Только за эту прекрасную "борьбу" геометрических форм и стоит любить здание Кировского райсовета!
Но Кировский райсовет - это истинный символ своего времени: он отражает и положительные, и отрицательные стороны эпохи. В 1930-х годах в СССР велась активная борьба с религией. От этой борьбы пострадали и кладбища - несколько некрополей Ленинграда было бесследно уничтожено.
Кировский райсовет связан с одним из этих кладбищ - с Митрофаньевским. Дело в том, что при ликвидации этого некрополя надгробия уничтожались, и часть могильных плит пошла на облицовку здания на проспекте Стачек: их перемалывали в мраморную крошку, которой и был покрыт фасад райсовета (в 20-30-х годах был жуткий дефицит средств, из-за чего многие здания возводились из дешёвых и некачественных материалов). Так что да, с одной стороны Кировский райсовет - памятник архитектуры своего времени и просто прекрасная постройка, а с другой - наглядный пример кощунства, существовавшего в нашей стране в ту эпоху.
Внимательно рассмотрев здание райсовета, мы продолжаем наш маршрут по проспекту Стачек и совсем скоро приходим к ещё одной достопримечательности - к саду имени 9 января. Этот парк очень важен с точки зрения истории не только Петербурга, но и всей нашей страны в целом: именно с этого места рабочие Путиловского (ныне Кировского) завода под предводительством священника Гапона двинулись по проспекту Стачек в сторону Нарвской заставы с мирным прошением императору Николаю II. Вместо диалога с царём они получили силовой отпор: в районе Нарвских ворот солдаты открыли огонь по безоружной толпе - с этого расстрела и началось "Кровавое воскресенье".
У Нарвской заставы погибло 40 человек. В других районах Петербурга (рабочие шли в центр с разных заводов, располагавшихся на окраинах столицы) было убито ещё порядка 100-150 человек. "Кровавое воскресенье" можно смело назвать одним из самых главных событий в истории России, ставшим не только предвестником революции 1917 года, но и уроком для любого правителя: если вместо того, чтобы выслушать свой народ, ты в него стреляешь, то тебе точно не место у власти.
Парк на этом месте был заложен в 1920 году - в память о тех трагических событиях. Внимательный зритель обратит внимание на необычайно роскошную для этих мест решётку. Всё правильно: изначально эта ограда располагалась в императорском саду близ Зимнего дворца (сейчас на месте роскошного сада находится небольшое зелёное насаждение с фонтаном близ Дворцового моста). В советское время решётку сняли, большую её часть уничтожили, но маленький фрагмент решили сохранить и перенесли в сад 9 января. Вот такой вот кусочек центра Петербурга на проспекте Стачек!
После сада 9 января проспект Стачек начинает видоизменяться: из конструктивистского Ленинграда мы попадаем в Ленинград сталинского ампира. Застройка здесь становится более монументальной и помпезной, дома вырастают в размерах. Правда вот забавно, что многие квартиры в этих домах коммунальные (во всяком случае, были таковыми во времена СССР) - получается, что за показным богатством и роскошью скрывается некомфортная и неудобная жизнь в коммуналках.
Но, квартал "сталинской застройки" тянется вдоль проспекта Стачек всего лишь какие-то 600 метров, после чего он прерывается одним из самых любимых для меня мест - железнодорожным мостом, с которого начинается "промышленный уголок" проспекта. Но, прежде чем рассказывать вам о нём, нужно уделить внимание постройке, находящейся с правой стороны проспекта, раскрывающей перед нами ещё одну страницу истории Петербурга - усадьбе Кирьяново.
Отмотаем время немного назад и поговорим об истории появления самого проспекта Стачек. Первая дорога на этом месте датируется 1710-ми годами - именно тогда по указу Петра I была заложена дорога из Петербурга в Петергоф. На протяжении многих лет русские императоры ездили по этой дороге в свою загородную резиденцию, в которой они отдыхали в летнее время года.
Стоит отметить, что в те времена проспект Стачек (который тогда назывался "Петергофской дорогой") не был сугубо промышленным. Более того, проспект считался элитным (всё-таки по нему регулярно ездил император). Логично, что основать имения в этих местах могли лишь приближённые к императору люди. Одним из них и была княгиня Дашкова - лучшая подруга Екатерины II и первая женщина в России, занимавшая высокие государственные посты и не являющаяся при этом выходцем из императорской династии (она была директором петербургской академии наук).
Но вернёмся в наше время. Совсем рядом с усадьбой находится очень живописное место - я бы назвал его "мост под мостом". Речь идёт о железнодорожном мосту Путиловской ветви (по ней ходят только товарные поезда), над которой совсем недавно построили две эстакады ЗСД - получился очень интересный промышленный пейзаж и этакое смешение двух эпох - советской и современной русской!
Отсюда же можно наблюдать и ещё одно примечательное здание - бывшую церковь Святого Николая Чудотворца и Мученицы Александры при Путиловском заводе. Она была построена одним из самых выдающихся архитекторов своего времени - Василием Косяковым, в 1906 году для нужд рабочих Путиловского завода. Здесь же был похоронен и, можно сказать, основатель этого предприятия - Николай Путилов (в советское время его могилу разграбили).
И здесь мы снова возвращаемся к истории СССР, а именно к тому её периоду, когда в стране преследовалась религия: священнослужители попадали под репрессии, а церкви либо сносились, либо кардинально перестраивались.
Вот и церковь при Путиловском заводе в советское время была перестроена, причём дважды: сначала по проекту ученика Косякова, Никольского (о его здании школы я уже говорил ранее), а потом, уже после Великой Отечественной войны, неизвестным архитектором, который, мягко говоря, испортил первоначальное здание. А безвкусный бизнес-центр, строительство которого было начато ещё в конце 1980-х и завершено уже в наши дни, окончательно перекрыл вид на бывшую церковь со стороны проспекта Стачек. Вот такая вот грустная история!
С другой стороны проспекта Стачек располагается одно из старейших машиностроительных предприятий России - Кировский завод. Эта чугунолитейная фабрика была основана ещё в 18 веке (в 1789 году) в Кронштадте, но в 1801 году по указу императора Павла I завод перенесли в Петербург.
Долгие годы фабрика была убыточной: она переходила из в рук в руки, а её хозяева несколько раз становились банкротами. Расцвет завода произошёл в 1868 году, когда его приобрёл выдающийся промышленник Николай Путилов: именно при нём Путиловский завод стал главным поставщиком рельс для железных дорог России и одним из крупнейших чугунолитейных заводов в Европе, при нём же впервые в истории русской промышленности была использована мартеновская печь. В 1880 году Николай Путилов умер, но его дело успешно продолжило созданное им "Общество Путиловских заводов".
Но, как и на всех заводах того времени, права рабочих Путиловского завода соблюдались не в полной мере, что в итоге привело к уже упомянутому мною ранее "кровавому воскресенью" (инициатором забастовки стали рабочие Путиловского завода). Более того, массовая стачка рабочих этого предприятия фактически послужила началом Февральской революции. Но ничего удивительного в этом нет: просто Путиловский завод был крупнейшей фабрикой Петербурга того времени.
В советское время завод переименовали в "Кировский", но его производственный профиль остался прежним. В годы Великой Отечественной войны часть Кировского завода была эвакуирована в Челябинск, однако предприятие не переставало функционировать: на нём создавались танки и самоходные установки (и это учитывая тот факт, что завод находился у самой линии фронта и постоянно обстреливался немцами).
Пройдя вдоль стен легендарного предприятия, мы огибаем вестибюль станции метро "Кировский завод" и подходим к очередной достопримечательности проспекта Стачек - дворцу культуры имени Газа, построенному для нужд рабочих Кировского завода по проекту всё того же архитектора Гегелло (совместно с Кричевским и Полторацким). Впрочем, это здание куда менее интересно с точки архитектуры, чем другие работы Александра Ивановича, так что я позволю себе не останавливаться на его описании.
Любопытно название дворца культуры - ни к какому газообразному веществу оно, само собой, отношения не имеет. ДК назван в честь революционного деятеля, организатора революционного движения всё того же Путиловского завода (он и сам был рабочим этой фабрики) - Ивана Ивановича Газа.
Ну а после конструктивистского дворца культуры мы возвращаемся к сталинскому ампиру - если ранее он встречался на нашем пути обрывочно, то начиная с Комсомольской площади все дома на проспекте Стачек являются представителями этого прекрасного стиля! Причём сама Комсомольская площадь ярко демонстрирует нам изменение градостроительных тенденций Ленинграда (да и всего СССР в целом): от малоэтажных скромных жилмассивов 1930-х годов к помпезным "полудворцам" 1950-х.
Из-за идеально круглой формы Комсомольской площади, сделать нормальную фотографию, демонстрирующую вам всю площадь сразу, просто невозможно. Так что я попытался изобразить её на трёх фотографиях, которые вы можете видеть ниже:
Ну а сразу после площади мы выходим к Комсомольскому скверу, в котором расположен памятник "Героическому Комсомолу" - символическая скульптура, которая кажется мне немного забавной: она сделана на манер античных статуй, а потому комсомолец здесь голый, а вместо фигового листа на его тело накинута шинель. Получается этакий русский аполлон - в шинели и будёновке!
Памятник был установлен в 1968 году, и под него была заложена "капсула времени" - послание потомкам, которые должны откопать его через 50 лет, в столетие комсомола! Однако в 2018 году, когда настало время вынимать капсулу, её просто не оказалось на месте - судя по всему, кто-то умудрился украсть её в 90-х. Грустно, но символично - в наше время не осталось ни комсомола, ни их послания будущему поколению...
Благо, текст послания был известен изначально - его публиковали в газете. Я не буду приводить его полностью, скажу лишь, что комсомольцы из 1968 года призывали "совершенствовать мир и самих себя во имя торжества коммунизма". И в принципе призыв хороший: думаю, что новому поколению стоит совершенствовать себя и мир, но в наше время это можно делать и не во славу коммунизма.
Сделав небольшую остановку у памятника Комсомолу, мы покидаем этот прекрасный сквер и продолжаем наш маршрут по проспекту Стачек. Далее мы перейдём дорогу для того, чтобы познакомиться с ещё одним памятником, связанным с историей Советского Союза, но установленным уже в наше время (в 2013 году). Я говорю о памятнике герою Советского Союза подводнику Александру Маринеско, созданным двумя талантливыми скульпторами - Корнеевым и Бухаевым.
Александр Маринеско является одним из самых выдающихся подводников СССР времён Великой Отечественной войны (в советской печати его называли "Подводником №1").
Наш путь близится к концу, так как мы подходим к станции метро Автово - здесь проспект Стачек (а вернее путепровод, расположенный в створе проспекта) проходит над рекой Красненькой и железнодорожными путями, ведущими к грузовой железнодорожной станции "Автово".
Продолжить наш маршрут мы можем двумя путями: либо пойти по просторному тротуару под путепроводом, либо идти по нему самому. В этот раз я предлагаю выбрать первый вариант, второй вы можете проделать самостоятельно, но учтите - тротуар там очень узкий (его ширина меньше метра), кроме того там довольно грязно (пыль с дороги летит именно на пешеходную часть). Зато виды с эстакады на цирк в Автово и на железнодорожные пути красивый, так что можете попробовать (лично я ходил там несколько раз).
Ну а мы идём вниз ради того, чтобы познакомиться с ещё одной достопримечательностью района Автово - сквером Петра Семененко. С этим названием связана одна любопытная история: долгое время ходили споры - какое название присвоить этому скверу. Для принятия решения проводили голосование в интернете, по итогу которого топонимическая комиссия выбрала самый непопулярный среди народа вариант - в честь Петра Георгиевича Семененко (долгое время он был директором Кировского завода).
В названии, конечно, есть логика (сквер в честь очень важной для истории Кировского завода личности, а потому и оформление зелёной зоны связано с Кировским заводом), но многие петербуржцы всё равно остались недовольны таким решением. Но в этом плане я, пожалуй, займу нейтральную позицию - меня это название, в целом, устраивает.
Если же дистанцироваться от этих споров о названии, то хочется заметить, что сам по себе сквер очень милый: помимо интересных памятников, связанных с историей Кировского (а скорее даже Путиловского) завода, сквер обладает милыми и интересными с точки зрения дизайна скамейками и ухоженными зелёными насаждениями. Так что здесь вполне можно посидеть несколько минут и немного передохнуть - всё-таки мы с вами проделали немалый путь!
Отдохнув в сквере Петра Семененко, мы совершаем, так сказать, финальный рывок - до конца маршрута рукой подать, но до него я хочу показать вам ещё одно интересное и важное с точки зрения истории место, расположенное сразу после эстакады (на этом путепроводе проспект Стачек не заканчивается).
Ранее я уже говорил, что Кировский завод, фактически, находился рядом с линией фронта. Но от самого завода мы прошли уже приличное расстояние. И вот сейчас мы приблизились к местности, которая во время Великой Отечественной войны являлась прифронтовой зоной. В память об этом здесь был установлен памятник "Танк-победитель". Что любопытно - на постамент был водружён танк КВ-85. Поясню - эта модель танка Клим Ворошилов не являлась массовой, и в войну их было выпущено всего 148 экземпляров. Танк на проспекте Стачек - единственный танк модели КВ-85, сохранившийся до наших дней!
Помимо памятника танку, на проспекте Стачек был установлен ещё один интересный монумент, посвящённый "Блокадному трамваю". Причём место для него выбрано отнюдь не случайно: на этом месте в 1941 году была сооружена баррикада из трамваев, подобных тому, что представлен на памятнике. Эта баррикада должна была помешать наступлению немцев в случае, если бы они попытались прорваться в Ленинград через проспект Стачек (но, слава богу, до этих мест активные боевые действия всё же не дошли).
Ну а после трамвая мы попадаем в "последнюю историческую зону" проспекта Стачек - местность, сплошь застроенную серийными панельными домами времён Хрущёва и Брежнева, и передающую историю позднего СССР: с 1960-х по 1990-е годы.
Таким образом, сегодня мы с вами проделали довольно интересный путь - от площади Стачек, на которой произошло ключевое событие "кровавого воскресенья" (именно это я и назвал "предтечей революции" в самом начале статьи), через застройку сначала 30-х годов (конструктивизм), потом 50-х (сталинский неоклассицизм), и закончили мы позднесоветскими панельками. Так что всё, как я обещал - вся история Советского Союза на примере проспекта Стачек в виде среза (от каждой эпохи по живому примеру).
Надеюсь, что моя "экскурсия" не слишком сильно вас утомила - я постарался сделать её короткой, но информативной. Если вам нравится такой вот мой стиль повествования (в виде прогулок или экскурсий), то пишите об этом в комментариях!
Спасибо за внимание!