Найти тему

Лабиринт, через который проходит каждый

Фильм Джима Хенсона «Лабиринт» (1986 г.)
Фильм Джима Хенсона «Лабиринт» (1986 г.)

На первый взгляд, «Лабиринт» – это обычная сказка, отдалённо напоминающая «Алису в стране чудес», но всё ли правда так просто, как может показаться?

Когда фильм Джима Хенсона «Лабиринт» (1986 г.) вышел в прокат, он получил совсем не лестные отзывы критиков. Но, прошли годы, и теперь эту кинокартину вполне можно отправить в группу культовых фильмов XX века.

В центре повествования – девочка Сара (Дженнифер Коннели). Однажды, когда её маленький брат Тоби стал особенно невыносимым, она пожелала, чтобы гоблины забрали его в своё подземное царство, и в результате её неосторожное желание исполнилось. К Саре явился король гоблинов Джарет (Дэвид Боуи) и рассказал, что единственный способ вернуть брата – попасть в королевский замок, а для этого нужно пройти невероятный лабиринт, полный загадок и опасностей, и на это у девочки есть ровно 13 часов. Но Сара не испугалась и немедленно решила отправиться в это путешествие.

Вообще «Лабиринт» – это фильм о взрослении, в нём показан переход от детства к юности, когда старые привычки ещё свойственны человеку, но в скором времени он сможет от них отказаться и начать новый этап своей жизни. Эта картина однозначно о путешествии, причём не просто о перемещении из одного места в другое, но и об изменении внутреннего состояния героя, его сознания и мировоззрения (по идее так и должно быть, любое путешествие способно изменить нас либо в худшую, либо в лучшую сторону… С этой точки зрения вся жизнь наша – путешествие).

Актёрская игра, на мой взгляд, была на очень высоком уровне, хотя актеров «в человеческом облике» было сравнительно немного, большая их часть исполняла свои роли при помощи причудливых (порой пугающих) марионеток. Думаю, что как раз с помощью этих кукол (некоторые управлялись актёрами изнутри), создателям фильма удалось транслировать ещё одну мысль о том, что нельзя судить книгу по обложке, но нужно обязательно вникнуть в её содержание.

Но и кроме всего прочего фильм далеко не так однозначен, он наполнен символами: число 13, черный кот и сова – птица в которую перевоплощается Джарет (в некоторых культурах символ смерти, мрака и тьмы) – лишь некоторые из них. Думаю, что здесь присутствует ещё и религиозный подтекст, но это тема уже для другого эссе.

Екатерина Стогова