Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Смерть в образах мировых художников.

Оглавление
«Утешение» (Смерть), Петр Стахевич
«Утешение» (Смерть), Петр Стахевич

Персонаж смерти один из самых интересный в искусстве – как бы это ни звучало странно – ведь он помогает раскрыть грани всевозможных аллегорий.

Трудно сказать наверняка, откуда взяла классический образ смерти в виде человеческого скелета или костлявой старухи с атрибутами черного жнеца. Почему именно коса? И почему отождествляется с женщиной?

Возможно, в расчет идет архаическая установка, согласно которой жизнь забирает женщина, потому что способна и дать ее только она. В живописи образ Смерти появляется наряду с культом и сакральной живописью.

Ханс Бальдунг. Три возраста и смерть
Ханс Бальдунг. Три возраста и смерть

Эпоха Средних веков преобразила искусство до неузнаваемости. Бурный рост книгоиздания спровоцировал развитие книжной графики, которой появилось очень много, а вот качество изображения резко упало. Не секрет, что искусство средневековых авторов (которые порой не имели какого-либо художественного образования вообще) развлекает современную молодежь.

Иероним Босх . Смерть купца, 1494г
Иероним Босх . Смерть купца, 1494г

О суровом и беспощадно забавном факторе средневекового изо мы писали в популярном материале: Во имя всего святого, что вообще творится на средневековых миниатюрах?

Албрехт Дюрер. Смерть и ландскнехт
Албрехт Дюрер. Смерть и ландскнехт

Так вот, именно в эпоху Средних веков появляется изображение Смерти в классическом понимании. При этом, сам персонаж несет то негативную, то нейтральную окраску. Удивительно, но подобные метаморфозы в искусстве испытывал образ Дьявола – от неказистого монстра с глазами меж ягодиц, до лиричного падшего ангела.

Михаель Пахер. Отец церкви Августин и Сатана. 1471- 1475.
Михаель Пахер. Отец церкви Августин и Сатана. 1471- 1475.

Если интересно развитие этой темы, можно почитать о ней в материале: Сатана и его ипостаси в классической живописи и скульптуре.

Образ Смерти часто появляется в картинах эпохи Возрождения, затем в классике.
Жан-Франсуа Милле - Смерть и дровосек,
Жан-Франсуа Милле - Смерть и дровосек,

Из смешного средневекового скелета она перевоплощается в мрачный образ ожидателя человеческой души. И чем менее ужасающий ее облик, тем более страшный. Ведь это спокойствие свидетельствует о безысходности и неотвратимости конца.

Адольф фон Менцель. Приход смерти
Адольф фон Менцель. Приход смерти

И если образ Смерти многих пугал, то над ним было не плохо и посмеяться, ведь именно при помощи чувства юмора человек борется со стрессовыми ситуациями.

Средневековая миниатюра
Средневековая миниатюра

В карикатурах, книжной графике и даже живописи найдется множество сюжетов, где персонаж борется и побеждает в схватке со смертью. Или, просто обманывает ее. На какое-то время, разумеется.

Как бы то ни было, образ Смерти очень важен для художественного языка, особенно при прочтении шедевров мирового искусства.