Небогатое, но дружное детство, оставшееся только в воспоминаниях.
«Витебский курьер n» рассказывал о том, как жили люди в старых домах города. Каждое из таких зданий хранит много интересного и даже таинственного. К сожалению, историческая застройка постепенно исчезает с витебских улиц.
Так случилось несколько лет назад с кварталом между улицами Чапаева и Мира. Здесь в 2013-2014 годах было снесено 8 двухэтажек. Большая часть этих домов построили в 1953-1954 годах. Были на улице Чапаева и два довоенных дома из красного кирпича, возведенные в 1936 году. Эти здания снесли раньше.
Два послевоенных дома — №№ 3 и 5 – были в 1990-е годы надстроены и, благодаря этому, сохранились. Единственный в современной Витебске дом, возведенный по такому проекту, сохранился на улице Пороховой.
О жизни в 1970-е годы в доме № 7 по улице Чапаева (сейчас на его месте пятиэтажка) нам рассказала член Союза журналистов Беларуси, сотрудница Музея истории Витебского народного художественного училища Елена Гринь.
Семья из трех человек получила квартиру на Чапаева в начале 1970-х годов. В доме жили люди самых разных профессий. Родители Елены работали в театре.
В домах были однокомнатные квартиры – по 4 на каждом этаже в подъезде с выходами на деревянную лестницу. Сложно было назвать подобное жилье квартирами – скорее, это были комнаты с отдельными выходами. В квартире было 2 окна, за счет чего была возможность установить деревянную перегородку и отделить часть жилплощади под небольшую «спальню» с детской кроватью. Другие жильцы использовали вместо перегородок шкафы-«стенки».
Сложно поверить, но на небольшой площади квартиры устраивали еще и небольшую кухню. Находилась она возле крохотной прихожей. Кухню отделял от входа шкаф для одежды, а от жилого помещения – печка и «стенка». Централизованного отопления тогда в зданиях не было, только печное.
На кухне длиной в 3,5 метра и шириной в 1,5 метра находился стол, стулья умывальник и холодильник – на большее места не хватало. Такие кухоньки были во всех квартирах. Окна в кухне не было, помещение казалось темным.
Из бытовых удобств в квартире были только электричество и холодная вода. Кирпичный общественный туалет на весть двор находился на улице. Ходить туда в темное время суток было страшно – часто хулиганы разбивали лампу, а также пугали людей, кидали камни в окна. Поэтому посещали туалет по двое.
Поэтому жильцы старых домов пользовались ведром в качестве туалета. Но нечистоты никогда не выливали во двор – вокруг дома поддерживалась чистота и уют.
Еще одним неудобством проживания в доме № 7 была вода, которая в теплое время года текла по стенам. Объясняли это тем, что дом строился зимой, и для проведения работ использовалась соль. Из-за влаги в семье Елены каждую неделю приходилось снимать с полки тома Большой советской энциклопедии и протирать их от зеленого налета.
Зимой в квартирах было тепло и уютно, зато летом печку приходилось постоянно топить для борьбы с сыростью. Из-за этого во дворе весь год лежали поленницы дров.
От печки оставалась зола, которой удобряли цветники вокруг дома. Там росли прекрасные розы.
Зато плата за коммунальные услуги в 1970-е годы составляла сущие копейки – 3 рубля при зарплате в 100 рублей. Куда дороже стоили занятия в спортивных секциях при стадионе «Динамо», куда водили детей, – по 15 рублей.
Несмотря на казавшуюся бедность, в каждой квартире дома на Чапаева был холодильник, а также стиральная машина с вертикальным барабаном и ручным отжимом белья. А вот телевизоры были всего у 5 семей из 32, живших в доме. Поэтому на телесеансы ходили в гости.
Чтобы помыться, жильцы домов на Чапаева ходили в баню. Находилась она у швейной фабрики «Знамя индустриализации» на улице Гагарина. В «банный день» выстраивались большие очереди, ждать приходилось по 3 часа. Происходило это из-за того, что нельзя было предварительно записаться туда, а время мытья не ограничивалось – каждый сидел в бане, сколько хотел.
При бане был душ, куда попасть можно было быстрее – дольше 45 минут мыться там было нельзя. Но в душевой было холодно, поэтому туда ходило меньше людей. Детей старались помыть у тех, кто имел ванну в квартире.
Как рассказала Елена Гринь, жили соседи тогда невероятно дружно. Двери в квартиры практически не закрывали на ключ – если только уходили куда-то надолго. Когда в 1978 году семья переехала в новую квартиру, было сложно привыкнуть к тому, что вход нужно запирать.
Дети играли во дворе, за всей компанией мог присматривать какой-то один человек. Родители не переживали, что с ребенком могло что-то случиться, — вероятно, потому, что дети были невероятно послушными и не ходили туда, куда их не пускали, всегда предупреждали старших о том, куда пойдут.
Во время игр дети часто заходили в чужие квартиры, и там их обязательно кормили, так что родители могли не беспокоиться, что ребенок весь день будет голодным. Также во дворах коллективно делали закатки на зиму, которые потом хранили в сарайчиках. Во дворах сушили белье, которое потом имело ни с чем несравнимый прекрасный запах. Интересно, что эта традиция сохранилась до самого сноса зданий.
О том, в какие игры играли дети с улицы Чапаева в 1970-е годы, а также о других интересных вещах из жизни исчезнувшего навсегда квартала, мы еще расскажем.
Читать полностью на сайте vkurier.info
Необычная история старого дома № 9 по улице Димитрова в Витебске.Как 60 лет назад в Витебске появился дом с башенкой на углу Кирова и Космонавтов и кто в нем жил.
Подписывайтесь на нас в: Яндекс. Дзен, Google Новости, Telegram-канал, «секретный» Telegram-чат! Метки: Город, улица
В Витебске появился рисунок с котиками и дядей с автоматом
История Межево в Оршанском районе, где находится удивительный парк