О книгах, которые сподвигнут вас на новые интересы и вызовут внутренние споры. Старалась сделать подборку максимально небанальной.
Когда рейтинг топ-100 перерыт, а книжные блогеры пересмотрены, у меня начался кризис. Голова требовала чего-то нового, неизведанного, а казалось, что всевозможное уже переосмыслено.
Хочу, не знаю чего, но чего-то хочется. Примерно так я бы описала мое состояние. Ловите подборку, которая может встормошить мозги!
1. Рон Полборн. Элита и Зло.
Автор крайне загадочная личность, и найти о нем информацию почти невозможно, поэтому ручаться за квалификацию не смею, да и слова на веру принимать не стоит. Но то, что он пишет читать интересно. Неоднократно ловила себя на том, что во время чтения то киваю в согласие, то захлопываю книгу и смотрю в сторону, переосмысляя. Безусловно вы сможете найти оригинальные мысли и рассуждения, и причем написанные кратко и понятно. Элита, добро и зло, инновации.
Большинство ищет элиту во всем и везде, возможно еще потому, что, даже не встретившись с проблемой, оно заранее пытается освободиться от ответственности за ее решение, даже ценой отказа от своего права и обязанности решать. По своему опыту зная, что за ошибочные решения придется отвечать всем, большинство все равно пытается найти будущего виновного, заранее назначая на эту роль найденную «элиту». Это своеобразное лукавство большинства, впрочем, извинительно. Ведь оно обманывает прежде всего себя и … не может этого не делать. Оно не может самостоятельно решить проблему, но не может и признаться в этом. Правда, большинство может «найти» свою элиту, «позволив» ей решать и управлять.
Именно поэтому, большинство, получив в подарок инновацию и в полной мере воспользовавшись ею для повышения комфорта своего существования, затем обвиняет элиту в тех негативных последствиях от этой инновации, которые неизбежно когда-то появятся.
2. Юваль Ной Харари. Saspiens. Краткая история человечества.
Достаточно популярная книга, но не порекомендовать ее грех. Помимо увлекательной антропологии, автор заденет темы религии, власти и психологии. Приводятся забавные и поучительные истории о жизни наших предков.
Консьюмеризму пришлось изрядно поработать, призвав на помощь популярную психологию, чтобы убедить людей, что потакать себе правильно, а бережливость — насилие над личностью. (Автор описывает общество потребления.)
Деньги идут к деньгам, бедные становятся еще беднее. <...> Те, кому случай позволил вытащить козырь, скорее всего, вытащат козырь опять, а проигравшие рискуют проиграть снова.
Угроза ядерного апокалипсиса усиливает пацифистские настроения, с распространением пацифизма война отступает и расцветает торговля, торговля повышает доходность мира и убыточность войны. (Автор популярно разъясняет, как связано сокращение числа войн с появлением ядерного оружия.)
3. Элиезер Юдковский. Гарри Поттер и методы рационального мышления.
Это не книга, а фанфик по мотивам известной серии книг Джоан Роулинг, но от канонной истории здесь остатки. Юдковский человек с интересным взглядом на мир, и читать как вундеркинд Поттер спорит о трансгуманизме с Дамблдором определённо стоит. В произведении включены психологические исследования, и темы, о которых раньше вы наверное почти не задумывались. Иерархия подчинения, Гипотеза макиавеллианского интеллекта, Редукционизм, Человечность. Возможно звучит страшно, но автор показывает что мы сталкиваемся с этим каждый день. Присутствует юмор, а от профессора Квирелла- гениального циника, лучшего учителя, но непереносящего людей, вы с жадностью будете ловить колкости.
Представление об атомах как о маленьких точках — лишь ещё одна общепринятая галлюцинация, за которую цепляются люди, потому что они не хотят сталкиваться с нечеловечески чуждой формой скрывающейся за ней реальности.
Вы не попросили меня присоединиться к вам, а просто решили навязать свою волю. Но иногда, чтобы навязать свою волю, надо сначала победить.
— В тот день я осознал одну человеческую особенность. Она нетривиальна, поэтому я и не понимал её раньше. Впрочем, я попытаюсь тебе её описать. Теперь я понимаю, почему Дамблдор не правит миром, пусть он и председатель Международной Конфедерации. Люди открыто отзываются о Дамблдоре дурно, гордо критикуют его, иногда даже в лицо. Но повторить то же самое Люциусу Малфою они не посмеют. Ты сам действовал неуважительно по отношению к Дамблдору. Ты понимаешь, почему ты так себя вёл?
— Я… не уверен, — ответил Гарри. Сразу напрашивалась гипотеза, что дело в остаточных нейронных связях, доставшихся от Тома Риддла.
— Волки, собаки, даже куры сражаются друг с другом за доминирующие позиции. Из разума того чиновника я наконец понял, что он чувствовал превосходство Люциуса Малфоя, чувствовал превосходство Волдеморта, но не чувствовал превосходства Дэвида Монро или Альбуса Дамблдора. Когда мы приняли сторону добра и присягнули на верность свету, в нас перестали видеть угрозу.
А какие книги открыли вам второе дыхание?