У подготовленного читателя при слове «постмодернизм» сразу рождается ассоциация — Пелевин. Это одна из самых ярких фигур в современной русской литературе. Его произведения не вписываются в привычную систему жанров, создавая свой, неповторимый ироничный шарм, который можно узнать из тысячи. С чего же я советую начать?
Небольшое предисловие. Впервые я взяла в руки книгу Пелевина в 16 лет. После второй страницы отложила, растерянно смотря в пустоту. «Что это?!». Для школьника, который читал только классику, такой удар оказался ошеломительным. «Кто вы и зачем вы?» — пронеслось в голове. Я пожертвовала книгу для благотворительной акции, где, между прочим, ее купили одной из первых. Название книги напишу в конце статьи.
Тем не менее, имя Пелевина не выходило из современного литературного контекста, что подогревало мой интерес. Год назад я сделала вторую попытку, купив «пелевинскую классику». Читала с осторожностью, верила в успех операции, но снова не получилось. Какая-то странная муть с жуткими нагромождениями. Книгу продала и больше попыток не делала. Название также сообщу ниже.
В 2020 году писатель Виктор Пелевин стал для филологов 4 курса фигурой № 1. «Наконец-то нам объяснят, как ЭТО читать». Сделала 3 попытку прочтения. И...
Влюбилась!
Почти без остановки я прочитала «Тайные виды на гору Фудзи» — роман, вышедший в 2018 году. Кстати, Виктор Пелевин, связанный узами контракта с издательством «Эксмо», обязан выпускать по книге в год. Влияет ли это на качество литературы? Не сказала бы. Но подобно роликам от Гугла об итогах года, Пелевин в своих романах подводит черту под актуальными событиями и трендами.
В «Тайных видах...» смешано много угадываемых общественных явлений. И каждый найдет в них свой «основной». Для меня таким стал актуальные феминистский посыл, что многие явления в мире — это пережитки патриархата и что надо перекраивать свое сознание. Автор гениально точно высмеивает современное движение (именно современное, возможно даже стереотипное) феминисток, которые в его произведениях создают свои секты, забрасывают крюки из матки, подменяя постылую реальность желаемой, и своей силой противостоят даже духовной силе монахов. Сказка!
Основная линия романа — попытки закрытия гештальта миллионера о том, как в школе его высмеяла одноклассница (развитая не по годам), в которую, конечно, он был влюблен. С помощью грандиозного стартапа Федор, главный герой, получает возможность переиграть тот момент из детства уже в зрелом возрасте. По задумке умельца из Сколково это должно помочь обрести Федору настоящее счастье. Следующей ступенью будут личные монахи, которые научат входить в джаны (глубокие медитации), кайф от которых не сравнится ни с чем физиологическим.
Встреча происходит, запуская необратимый механизм изменений в жизни Федора и Тани — его школьной любви. Они становятся двумя улитками, начинающими свое долгое путешествие в гору. Знакомо?
かたつぶりそろそろ登れ富士の山
Улитка,
Ползи неспеша
По склону Фудзи
Кобаяси Исса
Таня учится мыслить материально. Вообще, она хваткая девушка, идущая в ногу со временем. Она читает научпоп и создает свою доску желаний: хочет выйти замуж за богатенького папика и больше не думать о своем повседневном выживании.
Узнав о том, что ее бывший одноклассник занимает какую-то неважную строчку в списке Форбс (но занимает!), Таня пытается «думать позитивно». Мысли и действия, забегая вперед, приводят ее к тому, что она становится ярой феминисткой, которая после встречи с игуаной (сложна) возвращает свою «веревку смерти». Ее судьба в ее руках, ведь Таня победительница.
Каждая сцена у Пелевина — это доза тонкого юмора в любой детали. Ради такой интеллектуальной иронии готов потратить сколько угодно времени, главное не отрываться от книги. Приведу отрывок, а «все выводы вы сделаете сами»:
– Это что-то мифологическое, да? – продолжал Дамиан, прищуренно оглядывая фрески. – Виноград, колесница, руины… Похоже на «Триумф Вакха» этого… как его… Корнелиуса де Воса. Может, современная вариация? Как называется?
– Это триптих, – ответил Федор Семенович, подписывая очередную бумагу. – Харви Вайнштейн насилует Николь Кидман, Уму Турман и Натали Портман.
– Ах, – сказал Дамиан, – это Вайнштейн три раза. А я думал, Вакх в венке. Актрис-то я узнал… Кто автор?
Федор Семенович закатил глаза к потолку, вспоминая.
– Кажется, Дубосаров какой-то. Или Виноградский. Хэзэ, не помню точно. Это дизайнер заказывал. Спальня в стиле «Голливуд разбитых надежд». Говорят, модно.
– А скульптура – тоже Дубосаров? – спросил Дамиан, кивая в угол.
– Нет.
– Это кузнецы? – спросил Дамиан, подходя к скульптуре. – Или медведи бревно пилят? Чего это у них на висках мочалки какие-то?
– Прочитай, там написано.
Дамиан подошел к скульптуре, нагнулся и прочел вслух:
– «Голливудские евреи создают драматическое напряжение в коммерческих целях. Автор Неизвестный». Да, метко поймано, метко… Вчера как раз кино смотрел и думал. И что, правда неизвестно, кто автор? Или это в том смысле, что он малоизвестный?
– Нет, наоборот. Он как раз популярный. В определенных кругах. Оба слова с большой буквы – Автор Неизвестный. Это внебрачный сын Эрнста Неизвестного. Автор Эрнстович. Мама его специально так назвала, чтобы тег застолбить. На табличках круто смотрится.
– Стильно, – сказал Дамиан. – Такая сквозная кинематографическая тема во всем. Очень стильно и модно. И мама умная – могла ведь сынка и «Солдатом» назвать.
Почему я советую начать именно с этой книги? Легкий, как принято говорить, злободневный слог, понятный и подготовленному, и неподготовленному читателю. Словно по задумке Гоголя, в романе каждый угадает (точно не себя) свое окружение, типичных представителей 21 века. Пелевину удается читать мысли, но выражать их так, чтобы каждый проверил себя — смеешься ты или смеются над тобой?
Однозначно советую к прочтению. И жду вас здесь, в комментариях под этой статьей, чтобы обсудить «Тайные виды...».
Обещала: первым произведением было «Любовь к трем цукербринам», вторым «Чапаев и пустота».
#книги #литература #современная литература #искусство #постмодернизм #виктор пелевин #что почитать #краткий пересказ