Найти в Дзене
Гильбо ФК

Глобальная инфляция (Вторая часть)

Перспективы инфляции

Второй этап инфляции тоже очевиден. С 2007 года процесс перетекания лишних денег на потребительские и индустриальные рынки начал нарастать. В результате в тех секторах, где уже цены выросли и равновесие установилось на новом уровне, начала ощущаться острая нехватка денег, утекающих на потребительские рынки. Нехватка денег повлекла «ипотечный кризис» в США, предсказывавшийся мной на эти сроки ещё в 2004 году. ФРС стала срочно эмитировать новые триллионы для восстановления равновесия на готовом сорваться в коллапс рынке недвижимости, что только ускорило процесс перетекания денег в другие сектора.

Первым отреагировал продовольственный рынок. С лета 2007 года по настоящее время цены выросли вдвое. Продовольствия меньше не стало, а бедняки стали голодать по той простой причине, что их обесценившихся грошей уже не хватает на покупку еды. Продовольствия завались, а люди купить не могут и дохнут с голоду. Чтобы предотвратить голодные бунты в национальном масштабе продовольствие стали просто раздавать.

Возникла парадоксальная ситуация: раздавать продовольствие бесплатно – запасов уйма, а вот продать не могут: вдвое упала покупательная способность населения.

А ведь в ближайшие годы следует ожидать рост цен на продовольствие минимум в 4 раза – и это при условии, что ФРС умерит свои эмиссионные аппетиты, и рынку придётся отрабатывать равновесие только с уже выпущенной в обращение массой денег. Вопрос – что теперь делать? Без поднятия доходов бедняков в третьем мире в те же 4 раза они просто будут дохнуть с голоду. А через какие каналы им эти деньги слить? Таких каналов ни у кого нет.

Итак, в результате финансового дисбаланса, при не уменьшившихся, даже и выросших, запасах продовольствия, в мир пришёл новый хозяин -
ЦАРЬ ГОЛОД

Вслед за продовольственными рынками инфляция затронет в 2008 году и рынки ЮВА, на которые обрушится вал денег. Поскольку этот вал будет существенно больше китайских возможностей расширения производства, да и реального спроса на китайские товары, он неизбежно выльется в рост цен. Сколь бы безграмотны ни были китайские чиновники от экономики, но даже до них начнёт доходить, что последние годы Китай работал себе в убыток, а его триллионный стабфонд вчетверо обесценился. С этого момента китайские власти вынуждены будут отказаться от привязки юаня к доллару, а затем им придётся попытаться сделать свою валюту резервной.


Слава Богу, китайцы не имеют представления, что такое резервная валюта и как её формируют. Специалистов такого рода в мире единицы, и они либо сидят в руководстве ФРС и ЕЦБ, либо предпочитают равноудалённую от всех властей позицию. Пойти на руководство подобной программой на базе Китая такие люди могли бы либо в случае грандиозной жадности, либо в случае сумасшествия и желания порушить сложившееся мироустройство. Но в обоих случаях китайцы с ними не договорятся, так как в их менталитет не укладывается ни интеграция иностранца в высший эшелон управления страной, ни возможность отдать ему половину полученной многотриллионной прибыли.

Инфляция скажется и на России. Например, в результате обесценения доллара и привязанного к нему юаня экспортёры оружия уже в 2008 году встали перед необходимостью пересмотра цен в контрактах с Китаем, примерно вдвое. Для китайцев, ещё не осознавших масштабы инфляции, это совершенно непонятно, так что отношения резко обостряются. С другой стороны, уже 2008 году, а ещё более в 2009 инфляция затронет основные импортные позиции РФ. Конечно, рост цен на импорт из Европы уже имел место в 2006-2008 годах, но по сравнению с предстоящим ростом он покажется цветочками. Пока что рубль только начал обесцениваться относительно евро. Но уже посчитали, что на строительство олимпийских объектов уйдёт втрое больше долларов, чем изначально рассчитывали. Дальше – больше.

Пока что инфляция играла сугубо положительную роль для правящего режима. Зарплаты в долларах выросли за шесть лет втрое. Конечно, квартиры подорожали в десять раз, но зато китайского ширпотреба и еды на эти деньги можно было купить даже больше, чем в 2002, так что бедняки чувствовали себя неплохо. Даже начали верить в сказки, что удалось восстановить уровень жизни 1990 года (то есть периода краха СССР, всеобщего дефицита и развала). С другой стороны, именно по беднякам и ударит сейчас инфляционная волна, переходящая с рынка недвижимости и услуг на рынок продовольствия и промтоваров. Скоро им станет ясно, что как жили с 1992 года втрое хуже, чем в СССР, так и теперь живут.

Обесценение активов уже в 2006-2007 годах привело к перманентному кризису ликвидности в российской банковской системе. Раскрутка маховика инфляции в 2008-2009 годах может довести её и до дефолта.

Рост цен на продовольствие прочистит многие мозги и в Европе. В ближайшие годы придётся в той или иной форме признать реальные масштабы обесценения валют. Когда приведут текущие показатели к размерам инфляции, выяснится, что по сравнению с 1990ми годами все государства собирают сегодня почти вдвое меньше налогов, производство не выросло, а кое-где и сокращается из-за обесценения экспортной выручки, реальные зарплаты в полтора раза меньше, чем в 90-е, а финансирование социальных программ сократилось почти втрое. Европейцы взвоют вовсе не так, как тупорылые нищие в странах третьего мира сих бессмысленными-беспощадными гаитянскими-египтянскими бунтами. Здесь начнутся тектонические сдвиги в политическом истеблишменте и политическом устройстве. Даже доведённые до полного отупения пропагандой немцы могут проснуться и броситься голосовать за Лафонтена. У третьего мира Лафонтенов нет, там в ход пойдут радикалы.

Есть лишь один способ вывести Россию за рамки общей закономерности – тот, который я упорно предлагал с 1991 года и вплоть до 2002, когда упорствовать мне надоело. Этот рецепт – формирование собственной резервной валюты. Если бы начать её введение до 2003 года, то как раз к развёртыванию кризиса этот процесс вошёл бы в стадию стабильного роста и позволил бы снять сливки со сложившейся на внешних рынках ситуации. Те, кто и в 1991-1992 и в 2000-2002 выбрал путь функционирования России как периферийного домена ФРС, путь превращения национальных ресурсов в доллары, ценность которых определяют извне, не просто профукали заработанные за первые годы XXI века страной деньги, но и лишили Россию прибыли в десятки триллионов долларов в следующем десятилетии.

Впрочем, сами слова о необходимости превращения рубля в резервную валюту повторяют сегодня все представители власти, даже Кудрин. Но это дежурное заклинание в устах людей, даже близко не представляющих себе технологию становления резервной валюты, остаётся всего лишь пиарным ходом, сотрясением воздуха.

Цели политики ФРС

Возникает вопрос – с какой целью мог быть запущен этот маховик инфляции, который грозит сегодня полным крахом мировой финансовой системы, основанной на резервной валюте – долларе?

Наиболее очевидный ответ – перераспределение богатств. ФРС и банки эмитируют триллионы долларов и раздают часть своим хозяевам, а часть – политкорректнозадым получателям вэлфера, чтобы те могли построить себе дома. Затем вся денежная масса обесценивается – и у тех, кто получил её на халяву, и у тех китайских, русских или арабских лохов, которые обменяли её на реальные ресурсы, перешедшие к этим паразитам. Таким образом получатели эмитированных денег обогащаются за счёт остального мира, который начинает голодать.

Сколь бы ни казалось такое объяснение очевидным, оно всё же не объясняет происходящего. Во-первых, совершенно непонятен порыв благотворительности, заставивший банки перераспределять триллионы долларов в пользу получателей вэлфера путем предоставления невозвратных кредитов. Во-вторых, механизм такого перераспределения в пользу хозяев ФРС и близких к ним представителей американской элиты действует уже целое столетие вполне эффективно, всегда эксплуатировался с соблюдением чувства меры и до дисбалансов не доводился. Вопрос – что заставило нынешнее руководство ФРС пойти на дисбаланс, чреватый для самого положения доллара как мировой резервной валюты? Зачём так смертельно напрягать курочку, которая исправно несёт золотые яйца?

Представить себе, что целью политики ФРС было именно разрушение сложившейся мировой финансовой системы возможно, но очень сложно. Сложно потому, что ничего хорошего в результате такого разрушения для самих хозяев ФРС не просматривается.

В общем, рассмотрение любых предположений в конце концов заставляет вспомнить бессмертную фразу Ницше: «Пора уже с человеческой глупостью считаться как с реальной силой».

Моё личное мнение состоит в том, что происходящее является следствием глубочайшего нравственного кризиса, поразившего Соединённые Штаты в последние десятилетия. Результатом кризиса и стал отбор на вершину как денежной, так и политической власти кадров столь безответственных, что оставить после себя они способны только потоп.
Евгений Витальевич Гильбо, Президент Международной Академии гуманитарных технологий, доктор экономики honoris causa Дипломатической Академии ЮНЕСКО