Найти в Дзене

"Немного ненависти", Джо Аберкромби - индустриализация идёт

Так, первая часть новой трилогии прочитана, и у меня есть что сказать по этому поводу.

Я люблю Джо Аберкромби. Мне очень нравится, как он пишет. Мне нравятся сюжеты и весь этот псевдоисторизм, когда события описываются реалистично, будто исторический роман читаешь. Мне нравится, что в его фэнтези мало магии. Мне нравится, что в его мирах фигурируют скрытые кукловоды, да, и тут у него всё жизненно. Мне нравится, что его фэнтези меняет поджанры: был и YA, и вестерн, и роман-битва, и квест. Но в этот раз есть и то, что мне не понравилось. Впрочем, по порядку.

Итак, вторая трилогии "Земного круга" "Эпоха безумия", часть первая "Немного ненависти".

Обложка. Фото взято с сайта издательства
Обложка. Фото взято с сайта издательства

На сей раз Аберкромби возвращается к той форме построения произведения, что и в первой части первой трилогии. Мы сразу окунаемся в мир, где действие происходит на двух полюсах - в Адуе и "цивилизованной" части Союза, можно сказать в его центрах, где вовсю наступает индустриализация, и на "полудиком" Севере, где до сих пор поют песни о Девятипалом, Тридуба и прочих сомнительных героях, ну и новую войну развязали заодно. Эти два полюса как два разных мира.

Адуя, Вальбек превратились в центры промышленного подъема. Тут Аберкромби взялся за непростую задачу - описать революцию. Точнее, её попытку. Здесь узнаётся Англия в эпоху промышленной революции, когда технический прогресс начал массово вытеснять ручной труд, когда многие потеряли работу, когда появились дома призрения, когда детский труд использовался повсеместно и безжалостно. Аберкромби, не жалея чувств своих читателей, описывает положение рабочего класса, трудящихся детей и условия, в которых им приходится существовать. Показывает и отношение другой стороны - работодателей. И тех, и других вроде можно понять, но даже у жесткосердечной бизнес-леди сердце дрогнуло. А дальше Аберкромби обрисовывает то, что могло бы случиться, если бы пролетарии взяли бы и свергли своих угнетателей. У него есть прекрасные реальные примеры из истории. И тут уже другая изнанка, другой расклад, но тоже ничего хорошего. Если не хуже. В своей саркастичной манере Аберкромби создаёт на своих страницах пародии на различные типажи лидеров восстания: вот вам демагог и идеалист, витающий в облаках своих фантазий о справедливости, но по сути - обыкновенный трус; вот вам вроде бы фанатик, радикал и экстремист, который про разрушим всё, повесим всех, а потом и сожжем, но до этого хорошенько помародерничаем; а вот честный, но простой и доверчивый работяга, увлекшийся идеями демагога и экстремиста, простой мужик, который и останется козлом отпущения. Начало, развитие и конец революции показаны наглядно и, на мой взгляд, очень удачно в плане реалистичности. Потому что никакой победы справедливости. И никакого прощения. Эта часть делает фэнтезийный роман остросоциальным, ибо как ножом вскрыл.

Савин дан Глокта направляется на деловую встречу в трущобах Адуи.
Савин дан Глокта направляется на деловую встречу в трущобах Адуи.

На Севере же всё тоже да про тоже, только действующие лица обновились и на первый план вышли потомки уже знакомых про предыдущим книгам персонажей. Снова Инглия. Снова война за неё. И никакой вам индустриализации, а всё те же древние поверья, ритуалы, магия и, конечно же, поединки в Круге. В войне на сей раз сошлись Финри дан Брок, хорошо нам известная по "Героям", и коварный принц Кальдер, фактический, а не номинальный правитель Севера, получивший к этому времени прозвище Чёрный. И всё бы могло пойти по традиционному военному сценарию, кабы не те самые потомки. И вот момент, когда пора перейти к персонажам.

Читая, складывалось ощущение, что в этот раз Аберкромби решил переплюнуть самого себя и создать самых ужасныхгероев. Не в плане неудачных, а в плане реально ужасных.
Лео дан Брок - не сильно далекий, но очень храбрый Молодой Лев, сын леди-губернатора. Не думает о последствиях от слова совсем. Лео на то и лев, что озабочен не тактикой и стратегией, а исключительно воинской доблестью, подвигами и желанием прославиться в веках. Ну, как Девятипалый.
Его противником выступает сын Кальдера Стур Сумрак. И такого отморозка надо ещё поискать. Он настоящий псих, помешанный на кровожадности и воинской славе, хочет превзойти всех по победам. Ну, как Девятипалый. Наблюдаешь за ним и буквально сочувствуешь бедняге Кальдеру, который каждый раз рвёт волосы на голове от поступков и решений сыночка, причитая о том, что почему же в его отпрыске нет ничего от него самого, и задавая вопросы, которые в отношении Стура приобретают явно риторический характер, например, зачем жечь захваченные города.
Однако, именно эти двое готовят для всех большой-большой сюрприз. Ага, для совсем немаленькой компании, состоящей из всех представителей правящих кругов как Севера, так и Инглии. В принципе, от Лео можно было ожидать подобного фортеля, но то, что Стур согласится... Если это действительно будет, то нас ждут интереснейшие решения и весьма странный союз, который непонятно что предпримет. Также хочется верить, что Стур не безнадежен и тоже раскроется больше.
Ещё один важный новый персонаж - дочь Ищейки Рикке. Эта девица, несмотря на внешнюю диковатость и грубость, солдаты вырастили, что тут хотеть-то, совсем не проста. Плюс ещё и обладает Долгим Взглядом - даром предвидения. Именно она играет ключевую роль в важнейших моментах и разворачивает ход истории в другую сторону. Она тоже раскрывается, но, в отличие от Стура и Лео, в худшую сторону. Вроде не глупая девица внезапно ослеплена ненавистью и творит абсолютную дичь из-за того, что Лео принял разумное (да, я в это верю!) решение, но не выполнил данное ей обещание. А уж в Адуе...

Сцены из книги (справа налево): Йонас Клевер и Рикке, семья дан Глокта, поединок Лео и Стура.
Сцены из книги (справа налево): Йонас Клевер и Рикке, семья дан Глокта, поединок Лео и Стура.

А вот вернемся-ка туда. Там нам интересны другие наследнички - престола и архилектора, Орсо дан Луфар и Савин дан Глокта. Как и Лео со Стуром, они вначале показаны в отрицательных ролях. Орсо - избалованный красавчик, проводящий всё своё время в увеселениях разного толка. Повеса этакий, с окончательно погибшей репутацией. Однако его внутренние монологи показывают, что он далеко не глуп, но никак не может сделать шаг вперед и принять на себя хоть какую-то ответственность. Но в итоге он этот шаг делает. И демонстрирует хороший такой потенциал. Очень надеюсь, что он не разочарует.
Савин же у нас жёсткая и циничная бизнес-леди, инвестор, сколотившая себе огромное состояние. При этом дама ещё и весьма недурна собой. Она не терпит конкуренции и не гнушается любыми методами получения того, что ей нужно: шантаж, угрозы, палки в колеса любому, кто хоть как-то ей помешал или посмел перечить. Но вот она оказывается в Вальбеке в самое неподходящее время - в момент восстания. Это многое меняет. Савин тоже раскрывается и, прежде всего, для себя самой.
Ну и последний ключевой персонаж - Викторина. Сложная судьба, выбранная сторона победителей и закованное в броню сердце. О ней много не буду, так как о её роли сложно рассказать, не накидав вагончик спойлеров.

На мой субъективный взгляд персонажи удались на славу, и мне уже очень хочется понаблюдать за их действиями и развитием. Что куда приведет. Остановился Аберкромби на весьма интересных моментах, что в Адуе, что на Севере. То ли ещё будет... Особенно за Север страшно. Ну и Стирия там упоминалась явно не просто так. Да и у Байяза снова какие-то разногласия с братьями-магами. Но это пока за кадром. Думаю, что география действий расширится прилично.

Что же не понравилось...
Во-первых, индустриализация эта. Я понимаю желание автора перенести действие в иной временной пласт и поднять новые темы, но такой быстрый скачок мне кажется маловероятным. Да, даже для фэнтези. Потому что "Первый закон" и даже "Герои" - позднее Средневековье. Ну максимум Ренессанс. А тут уже фабрики, машины, ещё чуть-чуть и железные дороги появятся. Лет же прошло не больше тридцати пяти, судя по возрасту Савин. Она тут самая удобная отправная точка.
Во-вторых, любовные линии. Как-то не ахти они вышли. А в конце и вовсе скатились в какую-то Санта-Барбару.
В-третьих, кое-где всё же подзатянуто. Хотелось большей динамики, прям вот подгонять действие кое-где.
В-четвертых, и это последнее, хотелось более равномерного распределения внимания к основным персонажам. И тут вышло так, что Стур им круто обделен, а ведь он из тех пятерых, что стоят у руля этой истории и периодически совершают резкие и опасные виражи. Но, может быть, Аберкромби решил, что и того, что показано, пока достаточно. Сына Кальдера мы мало видим , зато много о нём слышим от других. А может, на что я и надеюсь, он приберег его линию на потом, для следующих частей. Поживем - увидим.

Ну и просто как наблюдение: наши издатели решили не копировать оригинальное оформление, а воспользоваться услугами иллюстратора П. Трофимова, который работает в этом жанре с 2002 года. Хорошо получилось, в стилистике, но на оригинальном издании был изображен шлем с эмблемой волка, что сразу отсылает нас к Большому Волку Севера Стуру Сумраку. А вот что за шлем изобразил Трофимов... Ну, будем считать, что у него выполняет роль символа.

Волк на шлеме оригинального издания.
Волк на шлеме оригинального издания.

И да, конечно рекомендую! Многие уже называют это произведение Джо лучшим романом с жанре темного фэнтези сего года. Но, тут, как говорится, на вкус и цвет...