Вопрос от мамы: «Из Монтессори-философии я поняла, что никогда не стоит лезть с пояснениями и подсказками, когда малыш увлечён. Но как же ему получать знания и расширять кругозор без слов и советов взрослых?»
Отвечает Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам развития и воспитания детей:
Если ребёнок увлечён своей работой, то не стоит мешать ему комментариями или называниями предметов.
Но если ребёнок смотрит на предмет или осматривает набор предметов, бывает уместно назвать его/их, пояснив, что это.
Быть ненавязчивым — самое тонкое искусство. Ребёнку нужна от вас простая информация:
- каким словом что называется;
- что с каким предметом взрослые делают.
Но не менее важно позволить ребёнку делать дела самому, в своём ритме и неотвлекаемом сосредоточении, своим путём исследовать и использовать предмет или набор предметов.
Практический опыт без взрослого — одно из преимуществ подготовленной среды — здесь такой опыт возможен в изобилии.
Две доблести есть у Монтессори-взрослого: вмешаться, когда это нужно, и не вмешаться, когда это (невмешательство) нужно.
И был бы тут предельно чёткий алгоритм, всех мам можно было бы заменить робонянями. Но это самая творческая часть воспитания: решать, когда какой случай сейчас.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Ещё статьи по теме отношений с детьми:
Ребёнок отвлёкся от занятия. Нужно ли возвращать его, чтобы закончил и убрал за собой?
Нужно ли вмешиваться, если ребёнок до 3 лет занимается творчеством не так, как положено
Советы Монтессори-педагогов: подготовленная среда у вас дома