Я уже рассказывала о сыне, сейчас ему уже 18 лет, он инвалид 2 группы из категории "особых" детей.
Одним из непреодолимых препятствий в нашей жизни стала математика. С трех лет ребенок занимался с логопедами, дефектологами, азы математики давались в детском саду, в школе. Везде знания оставались на нуле, она словно мимо прошла, эта математика.
Учили наизусть таблицу умножения, понимать и применять ее так и не научились. Учили 4 года, забыл за две недели, причем абсолютно.
Задача родителей, в данном случае, социализировать ребенка, насколько это возможно. Научить положить деньги на телефон, сделать необходимые покупки, посчитать деньги на транспорт и т.д., в крайнем случае, научить к кому обратиться за помощью.
В какой-то момент, плюнула на школу и программу, хоть и коррекционную, поняла что это тупик. Начали дома решать задачи из реальной жизни. Например: У тебя 100 руб. На дорогу из школы нужно 25 руб., нужно зайти в магазин и купить хлеб за 30 руб. Сколько нужно денег? Сколько денег осталось?
Потом стала усложнять в направлении количества покупок, количества денег, постепенно перешли к весовому товару. Т.е. яблоки стоят 100 руб. , нужно купить 2 кг.
Еще ему была интересна тема доставки товара на склад и отгрузка. Привез 10 мешков, отгрузил 5 мешков и т.д. Он же был водителем машины!
При этом, считал он на калькуляторе, т.к. на пальцах в 15-16 лет он не мог посчитать даже в пределах 10. Моей задачей было, сформировать ему понимание соотношения цены и имеющихся в наличии денег. Т. е., если у тебя 100 руб., ты не можешь купить что-то за 110 руб. Цена товара должна быть меньше.
Иногда он ходил в магазин, хорошо усвоил, что нужно посмотреть дату и срок годности товара. И очень полезными оказались чеки и понимание того, как формируется чек и из чего складывается общая стоимость покупки. Так оказалось понятнее, как на калькуляторе все можно сложить и узнать сумму покупки и сдачи.
Посчитать деньги все равно не мог, даже 2 сторублевые купюры вводили его в ступор, про монеты и речи не было.
Окончив 9 классов коррекционной школы попробовала решить эту проблему с помощью ментальной арифметики, подумала, может еще с этой стороны подход окажется чудодейственным. На ментальную арифметику ходили год. Задания выполнял, на счетах считал уже 3-х значные числа, а в практике все так же - полный ноль. Элементарные вещи посчитать не может.
Уже год, как он стал более самостоятельным. За работу в мастерской, а мы занимаемся керамикой, я плачу ему 100 руб. в день, он получает часть денег от продаж, ведет в тетрадке учет. Сам распоряжается своими средствами, иногда глупит, конечно. Бывало, на телефон себе все деньги положит или на конфеты все спустит. Обсуждаем, объясняю.
Но! Стала замечать, что он стал считать в уме, даже не считать, а как-будто видеть. Сначала думала случайно, угадал, не раз уже убедилась, что понимает, думает. Иногда приблизительно говорит.
Например, нужно купить некоторые продукты, сама цен точно не знаю, он мне говорит - рублей 300. Покупка обошлась 280-290 рублей. Разницу в возрасте стал называть быстро без особых раздумий. Некоторые комбинации мелких монет стали у него получаться.
Отсюда вывод - знаний лишних не бывает. Если ребенку что-то не дается, наше дело продолжать вкладывать в эту голову все, что только можем вложить. Когда-то прозрение все-таки настанет. Просто, всему свое время.