Кого сейчас удивишь онлайн-покупками? Скажите, чем вы руководствуетесь, выбирая того или иного производителя или поставщика услуг? Согласитесь, отзывы сильно помогают определиться с покупкой. А насколько отзывы соответствуют действительности? Внимательно ли мы их просматриваем? Верим ли написанному? Оставляем ли сами отзывы или их пишут "специально обученные люди?
В сегодняшнем обзоре буду писать о той сфере, в которой хоть что-то смыслю. Поэтому, разберёмся с отзывами на услуги в туристической сфере. Напомню, что путешествия это:
1.Гостиницы.
2.Питание.
3.Достопримечательности.
Давайте начнём с последнего пункта. Ведь если речь идёт об однодневном путешествии, то первые два пункта можно опустить. Всегда можно взять с собой небольшой перекус и устроить пикник. А вот без достопримечательностей ни одно путешествие не имеет смысла.
Отзывы на экскурсии
В последнее время на туристическом рынке прочно утвердились два посредника между гидом и экскурсантом. Это сервисы "трипстер" и "спутник8". Не отрицаю наличия множество других турконтор и частных гидов. Но для себя ищу экскурсовода именно в этих двух сервисах. Мнения людей на экскурсионные услуги считаю наиболее надёжными. Почему? Да потому что вышеупомянутые ресурсы открывают возможность добавления отзыва только тому, кто купил услугу.
Верю ли я отзывам на "спутнике" и "трипстере"? Знаете, да. Всегда просматриваю отрицательные комментарии, чтобы знать, к чему быть готовым. Иногда обескураживают снижение оценки гиду из-за погоды. В отзыве поставлена четвёрка, а то и тройка из пяти возможных баллов. Открываю "тройки" и читаю: "Погода была плохая, дождь шёл, нам не повезло. А гид - великолепен".
Оставлю такие оценки на совести клиентов. Позволю себе обратиться к нашим многочисленным читателям. Господа, если увидели плохую оценку гиду, взгляните на отзыв. Порой получается, что была замена гида. Не понравился один экскурсовод, а кляузу накатали на другого. Несправедливо, правда?
Отзывы на гостиницы
Поговорим об отзывах на букинге. Именно на нём чаще всего бронируем отели. Здесь всё гораздо сложнее, чем с экскурсиями. Пару раз нарывались на случаи, когда гостиница позиционировалась как превосходная. На деле - ночлежка. Чтобы не быть голословной отошлю вас к собственным обзорам этих отелей.
Первый - "Сити-отель" в Смоленске. Бронировали гостиницу с 9,0 баллами по отзывам. Получили номер с неисправной сантехникой и жуткими протечками. Очень недовольны.
Хотя с первого взгляда было более, чем пристойно.
О втором отеле писала здесь, на дзене. Повторяться не стану. Тоже вляпались в несусветную дрянь.
Были у нас и счастливые случаи. Бронировали гостиницу в Шенонсо (Франция) на целых четыре ночи. 7,6 из 10 - не густо. В итоге - отличный номер, прекрасный сервис. Довольны, как слоны! В чём же дело? Оказывается, в отеле есть один номер, выходящий окнами на ресторан. Это сильно не нравилось постояльцам. Все, кому достался эта комната, намного снизили отелю балл.
Так верить или не верить отзывам на букинге? Всё-таки верить. Особенно, если у отеля давняя репутация. Есть сомнения? Взгляните, на что люди жалуются. Иногда рейтинг отелю сильно снижают из-за плохой шумоизоляции. Или проблемного заселения ввиду одновременно прибывшей группы. Бросьте беруши в дорожную сумку, спите спокойно и добавьте свой собственный комментарий. Ваши последователи будут весьма благодарны!
Отзывы на рестораны
По-моему, здесь самая большая засада. Где читаем отзывы на кухню того или иного ресторана? Правильно, в tripadvisor. Кто туда может написать? Совершенно верно, все подряд. Посещали ресторан или нет - не важно, проверить нельзя. Знай, строчи что попало. Если будут картинки - ещё лучше. О чём это говорит? О том, что в "трипадвайзере" накрутить или опустить рейтинг - плёвая задача. Попросил знакомых похвалить - похвалили. Надо завалить конкурента - завалили.
Полагаю, что в ресторанной сфере лучше всего работает "сарафанное радио". Мне так кажется. :) (Включаю это самое радио и вещаю о ресторане "Хачапури тётушки Марико" в Самаре. Весч! :) ).
Надо ли писать отзывы? Где и как?
Отзывы писать надо. Увы, не все считают обязательным писать хорошие отзывы. Оплатил услугу, получил сервис, всё в порядке - чего напрягаться? А вот если услугу не додали или сделали не так - держитесь! Обиду выплеснут в сеть! Порой камня на камне не оставят, вопят на всех форумах и социалках. Обидно, что хаяние услуг не всегда бывает справедливым.
Случается и обратное. Недавно знакомая опубликовала в нашей путешественнической группе в фб заметку о некачественном сервисе в одной из столовых в Крыму. Случай она описала вопиющий. Клиента облили супом, не извинились и не помогли почистить брюки. Меня возмутила реакция одной мадам. Она посоветовала автору поста ... сидеть дома, с благодарностью принимать любой сервис и не писать "гадких" постов. Многоточие.
Что в итоге?
Господа, я изложила своё малоавторитетное мнение на отзывы в сети. Поделитесь своими размышлениями!
Вы пишите отзывы? Верите чужим? Насколько отзывы для вас важны при выборе товара или услуг? Довольствуетесь ли прочитанными отзывами на сайте продавца или идёте в сеть, читаете мнения покупателей на "отзовике" или других сервисах? Какие ресурсы отзывов считаете надёжными? Спрашиваете ли совета на форумах и в социальных сетях?
Жду ваших отзывов о заметке про отзывы! :)