Найти тему
Знаем Дело!

Дневник погибшего ребенка войны стал новой библией

«Мой прадед не участвовал в военных действиях, но он сделал больше – он сделал так, чтобы не возродился фашизм в Германии и во всем мире» - автор этих строк десятилетний мальчишка, Саша Гуров. Он отправил свое сочинение на региональный конкурс и получил первое место, хотя возрастная категория не подходила.

Сейчас Саше уже двадцать, но он не перестает участвовать в мероприятиях, где рассказывает о судьбе своего прадеда, так вдохновившей его: «В 7 лет я нашел дневник своего прадеда Бориса. Он стал моим наставником. Именно прадеду, которого я никогда не видел, я обязан своими принципами и установками на жизнь».

Гуров Борис Герасимович родился в далеком 1927 году, сам того не подозревая, он оставил после себя целое пособие «как правильно жить» современному поколению. В его дневнике, который при удобном случае славит Саша, хранится история о том, как найти выход из самых трудных ситуаций, которые возникают в жизни.

Родился Борис в Дагестанской АССР, в Кизляре. Первая часть дневника посвящена детству на виноградниках, где жили и работали его родители. Боре приходилось очень много помогать дома, поэтому времени гулять со сверстниками почти не было. Когда ему понравилась соседская девочка, он приглашал ее на виноградники – работал и рассказывал разные истории, которые, как он сам пишет, придумывал на ходу, лишь бы она не сбежала.

- Когда я нашел дневник, я еле читал прописные буквы, но уже на второй странице было про Валю, эту девочку, и я ночами сидел, разбирал эти загогулины – настолько было интересно. Вообще именно первая часть дневника на меня тогда повлияла даже больше, чем фронтовская, возможно, потому что я прочел ее раньше всех – остальное отложил на несколько месяцев. Там ему еще лет 13, но он уже встретил мою прабабушку. Он сделал выбор один раз и на всю жизнь. Это даже, знаете, не в любовном плане полезно, а вообще по жизни. Ты должен быть настолько уверен в своем решении, чтобы быть готовым жить всю жизнь с его результатом.

В 1941 Борису стукнуло 14. Отец ушел на фронт, а Боря остался один из мужчин сразу в двух семьях – своей и Валиной. Почти все хозяйство на себя взяли женщины, а Боря пошел работать на железную дорогу – «дорогу жизни», так ее называли в те годы. Здесь везли нефть для военных нужд из Грозного и Баку. Работа была тяжелая, особенно для неокрепшего подростка, но трудиться приходилось наравне с взрослыми: «Мы жили впроголодь. Хозяйства мало, семья большая. Я рад этой работе».

- Военная часть научила меня быть ответственным не только за себя, но и за свое окружение. Он тоже хотел на фронт в свои 14, но остался дома – единственным мужчиной на две семьи. Всего их было 9, конечно, еды не хватало. Но самым запоминающимся из этих страниц стал отрывок о домашнем театре – прадед был творческим – любил балалайку и баян, стихи писал. И как-то утром, он только пришел домой без сил – младшие сестры Вали устроили ему представление с какими-то игрушками. Почти уверен, что в этот момент он был счастлив впервые с начала войны – подыгрывал им на балалайке. Я и сам уже сто раз убеждался – если ты отдаешь все силы на какое-то дело, как он отдавал семье, то именно это сделает тебя счастливым. В моей жизни это актуально для бизнеса и учебы.

С войны вернулись не все – у Вали погибли оба брата, у Бори не вернулся отец. В 1945 Бориса призвали в оккупационные войска в Германии. Сейчас, когда дома уже были братья, уходить было не страшно. К тому времени они с Валей были обручены. Много про свою службу Борис не писал, но там он занимался и организацией художественной самодеятельности, за что от руководства полка получил баян, который сейчас передан в музей местной школы. Борис инструментом был очень доволен и горд – «Это лучшая награда за труд наших ребят – играли всю службу. Я – всю жизнь».

- На службе прадед писал много писем домой – большинство сохранилось. По возможности он приезжал, так вышло, что под конец службы Валя уже была беременна первым сыном и очень много в дневнике посвящено ожиданию его увидеть. Мне кажется, что такого нетерпения я сам еще не испытывал. Там даже есть большой стих для Вали:

«… Целую тебя несчетный раз,
писем мне больше не шли.
Я не приму из России рассказ –
Уж вижу вас с сыном вдали».

После армии в 1951 Борис вернулся в Кизляр, построил дом для сына Владимира и Валентины Петровны, теперь его законной жены. Позже появился второй ребенок – дедушка Саши, Виктор. Так получилось, что жизнь в Кизляре вынудила их уехать. Виктор с семьей отправился в село Погромное, неподалеку строилась Волжская ГЭС – работа была. Здесь, в Погромном, Виктор построил новый дом, где сейчас живет и Саша.

- У него была воля к жизни. Я всем своим нутром хочу быть таким же стойким человеком. В дневнике он писал, как было нелегко оставлять своих братьев, сестер в Кизляре, но он хотел лучшего для своих сыновей и внуков и видел новую жизнь здесь, в Погромном. Он умер в 85-м от тяжелой болезни – дневник написал в последние годы для детей, но воспользовался им я. Не знаю, ожидал ли прадед, что окажется моим самым главным наставником по жизни. Но я ему благодарен за записи. Назовите меня богохульником, но дневник прадеда – мой непреложный завет.